Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения
Главная / Кадровый рынок / Статьи

11.09.2009

Некоторые аспекты в фармацевтическом образовании

Автор: С.В. Кононова

Qui vivtat molam, vitat farina /лат./ - «Кто избегает мельницы, тот избегает муки»

Кадровый фармацевтический рынок России традиционно пополняется специалистами со средним фармацевтическим образованием - фармацевтами и специалистами с высшим фармацевтическим образованием - провизорами. Но если подготовка фармацевтов за последние годы претерпела изменения, соответствующие переменам в жизни общества, то значительно меньшие изменения происходят в основных процессах подготовки провизоров. В учебных планах средних учебных заведений значительно увеличился объем учебного времени на подготовку фармацевтов по организации фармацевтического дела, основам предпринимательской деятельности, фармакологии, маркетингу, логистике, учету и отчетности и др. Появилась новая специальность - коммерсант для работы в фармации. Эти изменения по нашему мнению позволяют в среднем звене больше уделять внимания новым формам управления  знаниями для целевой подготовки специалистов по реализации лекарственных средств. Что касается развития высшего фармацевтического образования,  за последние 20 лет, то скорость перемен в нем отстает от скорости перемен в обществе. До сих пор разговоры о введении новых специальностей остаются разговорами.

Существуют и противоречия в трудоустройстве провизоров. Так многим работодателям выгодно брать на работу специалистов со средним фармацевтическим образованием. Официально они объясняют это тем, что выпускники колледжей более подготовлены к работе, нежели выпускники ВУЗов. В этом есть доля правды, так как специалистов со средним образованием готовят как раз к работе за «первым столом», их главная задача - реализация фармацевтических товаров. Провизор получает более широкие знания по целому ряду дисциплин, чтобы уметь организовать работу аптеки, управлять материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, обеспечивать соответствующие условия работы персонала и др. Потенциально у провизоров есть возможность через три года после окончания ВУЗа и прохождения специализации стать заведующими или директорами аптек. И психологически они себя к этому готовят, но работодателям такие амбиции не интересны, им нужны лишь исполнители. И второй проблемный момент - это заработная плата- она одинакова и у фармацевта и у провизора, т.к. принцип ее начисления един - от выручки. Отсюда - теряется престиж специалиста с высшим образованием. Вряд ли можно представить себе, что медицинская сестра начнет ставить диагнозы пациентам, проводить хирургические вмешательства или назначать больным лекарственные препараты. Но в нашей отрасли, если мы посмотрим на функциональные обязанности, которые должен выполнять специалист, то они во многом одинаковы. Одни и те же функции выполняет провизор, специалист со средним образованием, а то и вообще специалист без фармобразования ( в лучшем случае с медицинским образованием). Студенты после похождения производственной практики осознают такое положение дел и зачастую теряют интерес к выбранной специальности, оценивая ситуацию как абсурдную. Для самого успешного и толкового студента стать заведующим аптекой порой нет возможности, так как на должностях заместителей заведующих аптеками, заведующих отделами работают специалисты со средним образованием, но с опытом работы. Опыт - это великая вещь, иногда нехватка знаний компенсируется опытом, как ступенькой карьерного роста. Но чаще всего таких условий и мотивации в аптечных организациях нет.

Тем не менее, высшая фармацевтическая школа готовит специалистов, осознающих, что пространство заполненное человеком в современных условиях становится другим, что прямо относится к потенциальным потребителям фармацевтических товаров и услуг, и все заметнее в центре внимания оказываются вопросы, затрагивающие интересы человека. На волне этого интереса появляются серьезные изменения в системе высшего фармацевтического образования - «фокус на пациента». Но в целом содержание высшего фармацевтического образования остается достаточно стабильным и мало изменяющимся. Для развития фармацевтического образования требуется выход не только на новые виды знаний и их последующую интеграцию, но на переориентацию вектора активности студента, подготовки специалистов не только умеющих, но и хорошо понимающих. Задача высшей школы готовить провизора, ориентированного не на прошлый опыт фармации, а на проектируемое будущее, способного понимать смысл происходящего здесь и сейчас и предупреждать ошибки. Иными словами, на смену линейной схеме фармацевтического образования пришло образование, сориентированное на метод конкретных ситуаций и профессиональную культуросообразность. Мы считаем, профессионально культуросообразная модель подготовки провизоров предполагает создание учебного «полигона», на котом могут разворачиваться все эталонные формы фармацевтической активности. Эти формы составляют основу фармацевтической культуры и позволяют не только воспроизводить старое, но и продуцировать новое. На этом «полигоне» формируются творческие контакты, деловые связи, результативные решения в системах: «педагог-студенческая группа», «педагог-студент», «студент-творческая группа», «студент-учебная группа», «студент-студент».

Сегодня нам приходится готовить студентов не только к условиям современного фармацевтического рынка, но и к условиям периодически возникающей экстремальности в фармации и медицине, когда специалист должен оперативно реагировать в соответствии со своим пониманием происходящего. В связи с этим особую значимость приобретает рефлексивный этап организации фармацевтического образования, функцией которого является осознание качества производственной деятельности фармацевтических предприятий, выделение ошибок, анализ причин и определение путей их устранения. Реализация этого этапа позволяет сформировать оптимальное соотношение мотивационной сферы (профессиональные ценности, цели, уровень притязаний) и операционной сферы (профессиональные способности, обучаемость, приемы и технологии творчества), которые составляют профессиональную компетентность. Уровень последней в большой степени может быть достигнут за счет развития профессиональных способностей по формированию общенаучных умений, определению познавательных проблем, по выявлению дефицита знаний и умений, формированию целей учебно - познавательной деятельности, усвоению теорий, концепций, законов, принципов, правил, приемов, методов. Исследования среди студентов выпускного курса показали, что только 75% из них способны самостоятельно решать проблемные ситуации, 65% могут решать и анализировать ситуацию различными способами, 45% научились находить необходимую информацию для решения проблемы. Организация и используемые методы учебно - воспитательного процесса помогли 53% выпускников развить целеустремленность, 30% - способность к творчеству и умение размышлять, 44% - умение вести научно -исследовательскую работу, 65% - самостоятельность. Приведенные данные еще раз подтверждают необходимость пересмотра форм, средств, способов, методов, обеспечивающих процесс обучения провизоров. Мы считаем, что формирование образа провизора в процессе обучения может быть более эффективным с использованием соответствующей образовательной технологии - метода активного обучения. Эта технология позволяет готовить специалистов, умеющих решать профессиональные задачи, предвидеть сложные обстоятельства, предупреждать профессиональные ошибки или уменьшать их риск, гармонично развиваться, активно дискутировать, принимать индивидуальные творческие решения. Более того, это позволит значительно сократить функциональную неграмотность и повысить юридическую ответственность на фармацевтическом рынке.

Источник: Ремедиум Приволжье №6 (2009)


Последние статьи



Мероприятия

     2016
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1


Подписка

Подписка

Реклама



Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.