Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения
Главная / Кадровый рынок / Статьи

09.07.2009

Станислав Наумов: «Создание новых рабочих мест нельзя рассматривать в отрыве от мониторинга ситуации и проектирования действий в моногородах»

Источник: Пресс-служба Министерства промышленности и торговли РФ

Тезисы выступления Станислава Наумова:

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) сочетает в себе потенциал нескольких отраслей, как высокотехнологичного сектора, так и базовых отраслей промышленности. Показатели индекса промышленного производства 2006-2009 гг. демонстрировали рост, превышающий общероссийские показатели (в т.ч. в 2009 г.)

Справка: Основными отраслями СЗФО являются: судостроение, металлургия, радиоэлектронная промышленность, лесная промышленность, легкая промышленность, производство минеральных удобрений и медицинской техники.

На фоне минимального роста показателей «добыча полезных ископаемых» и «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в округе можно сделать вывод о том, что промышленность СЗФО развивается в векторах, заданных отраслевыми стратегиями развития (создание новых центров технологических компетенций, энергоэффективность, углубление переработки сырья).

Развитая отраслевая диверсификация применительно к созданию новых рабочих мест позволяет не только создавать качественные рабочие места в традиционных для округа отраслях (судостроение, лесопромышленный комплекс, химическая промышленность), но и создает задел для организации новых производств, например, для локализации производства автокомпонентов.

Система действий Минпромторга России направлена на стимулирование создания качественных рабочих мест в отраслях-специализациях регионов, входящих в СЗФО. В рамках реализации плана действий по реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность.

Справка: В рамках реализации антикризисной программы Правительства РФ на Комиссии по повышению устойчивости развития отраслей промышленности и торговли Минпромторга России были рассмотрены следующие предприятия СЗФО:

  • Фармстандарт
  • ОАО «МХК Еврохим»
  • ОАО «Мечел»
  • ОК «РУСАЛ»
  • ЗАО «Русская медная компания»
  • ОАО «Сибур Холдинг»
  • ОАО Концерн «ПВО Алмаз Антей»
  • ООО УК «Эстар»

По итогам комиссий были приняты ряд мер поддержки предприятий округа, направленные на пролонгацию и финансирование действующих кредитов на пополнение оборотных средств (ЗАО «Русская медная компания»), предоставление государственных гарантий по кредитам коммерческих банков, снижение ввозных таможенных пошлин на лом цветных металлов (ЗАО «Русская медная компания»), содействие в получении кредитных ресурсов, в том числе на льготных условиях, для реализации проектов компаний (ОАО «ОК РУСАЛ»).

Министерство использует ряд инструментов поддержки реализации инвестиционных проектов в СЗФО. Например, субсидии на техническое перевооружение, снижение ставки НДС на технологическое оборудование, а также субсидии лесной и легкой промышленности: на техперевооружение (субсидии в легкой промышленности составили 98 млн. рублей, в лесной – 1 млрд. рублей), на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, на осуществление сезонных закупок сырья (легкая промышленность - 13,6 млн. рублей). Отдельным решением, по сути, сформировавшим автомобильный кластер в СЗФО стало решение о введении режима промышленной сборки автомобилей. Отдельные меры принимаются в рамках поддержки предприятий народных художественных промыслов – всего на поддержку производства на данных предприятиях по СЗФО выделено более 1 млн. рублей.

Особое внимание уделяется развитию секторов, наиболее перспективных с точки зрения импортозамещения и наращивания внутреннего спроса. Применительно к СЗФО речь идет, в первую очередь, о производстве продукции легкой промышленности, фармацевтической промышленности, автомобилестроении. В этих целях сформированы инструменты поддержки модернизации существующих и создания новых импортозамещающих производств в названных секторах.

Создание новых рабочих мест нельзя рассматривать в отрыве от мониторинга ситуации и проектирования действий в моногородах. При этом основная цель проектируемых действий в кадровом аспекте не только создать новые рабочие места на базе старых производств, но создать временные рабочие места по поводу создания будущих рабочих мест. Часть наших предложений в данном аспекте поддержана коллегами из Минздравсоцразвития России в рамках конфигурации новых программ поддержки занятости на 2010-2011 гг.

Справка: В настоящее время в Минпромторге России осуществляется мониторинг финансово-экономической деятельности ряда предприятий с численностью больше 500 чел.

При осуществлении мониторинга учитываются следующие базовые критерии:

1. Стратегическое значение предприятия для отдельной отрасли и экономики страны в целом;

2. Статус предприятия в структуре муниципальной экономики: градообразующий статус (коэффициент 10:1 (численность населения муниципального образования/численность работающих на предприятиях); статус поставщика услуг коммунальной инфраструктуры (ЖКХ, тепло-, энергогенерация, электросети и др.); угроза банкротства предприятия и возможные социально-экономические последствия для населения;

3. Обеспечение предприятием обязательств работодателя: выплата заработной платы (критерий - 1 месяц просроченной задолженности по выплате заработной платы), иных выплат работодателя (в том числе в связи с сокращением штата предприятия), динамика численности работающих;

4. Возможность трудоустройства на другие объекты хозяйства: наличие рабочих мест в транспортной доступности от места жительства работников (до 50 км.); возможность создания рабочих мест в рамках реализации региональной программы по снижению напряженности на рынке труда, а также в рамках реализующихся региональных инвестиционных проектов.

Всего на финансирование программы по снижению напряженности на рынке труда в Северо-западном федеральном округе направлено более 2 млн. рублей

Важно отметить, что мониторинг осуществляется не только силами специалистов министерства. Мы начинаем работать с партией «Единая Россия» по ряду предприятий с выходом на конкретные решения и действия. На сайте Министерства создан раздел по мониторингу ситуации на проблемных предприятиях. При помощи интерактивной анкеты руководители предприятий, федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципалитеты могут принять участие в составлении карты промышленных предприятий, находящихся в критическом состоянии. Заполненные анкеты высылаются в адрес Минпромторга России для последующей обработки и размещения на внутреннем антикризисном портале Министерства.

Необходимо понимать стратегии и планы действий субъектов Российской Федерации в отношении данных предприятий/муниципальных образований. Со стороны федеральных органов исполнительной власти (Минрегион, Минпромторг, Минздравсоцразвития, другие ФОИВ) целесообразно оказывать методическую помощь субъектам по доведению возможностей комплексного подхода к программам, реализуемым различными министерствами и ведомствами.

Анализ работы оперативных штабов по восстановлению Пикалевского производственного комплекса и по мониторингу за финансово-экономическим состоянием ОАО «Байкальский ЦБК» показали необходимость межведомственной работы по следующим направлениям.

В рамках работы по снижению социальных рисков необходимо обеспечить жителей моногородов гарантированным набором важнейших услуг (тепло- и электроэнергия, газо- и водоснабжение и др.). С этой целью предлагаем организовать мониторинг обеспечения запасами топлива объектов ТЭЦ для обеспечения отоплением населения в осенне-зимний период. Параллельно целесообразно рассмотреть возможность передачи на баланс субъектов Российской Федерации объектов ТЭЦ в данных городах.

Одним из возможных вариантов действий в отношении градообразующего предприятия является его перепрофилирование. В этой связи целесообразно предпринять следующее:

  • создать общероссийский ресурс с информацией о производственных площадках, на которых возможно организовать производство (банк «brown field»);
  • для снижения социальных рисков в отдельных моногородах в рамках реализации региональных программ поддержки занятости на 2010 г. предлагаем использовать повышающие коэффициенты (для достижения приемлемого уровня зарплаты) по расходам из федерального бюджета, расходов работодателя на организацию работ и/или список работ по утилизации промышленных объектов, рекреации земель, подготовки промышленных объектов для реализации инвестиционных проектов и др.

Справка: Согласно данным Росстата среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника в апреле 2009 г. составила 18220 рублей. Индекс реальной начисленной заработной платы одного работника в апреле составил 97% (к апрелю 2008 г.).

В рамках работы по привлечению инвестиций федеральными и региональными органами власти целесообразно отдавать приоритет проектам, реализуемым на имеющихся производственных площадках в моногородах. При этом со стороны ФОИВ в рамках работы по территориальному размещению производственных объектов приоритет должен отдаваться тому субъекту Федерации, на территории которого расположено большее количество моногородов (при соответствии региона логистическим, природно-климатическим и другим требованиям инвестора). Предлагаем рассмотреть систему возможных преференций данного типа субъектам Российской Федерации в рамках одного из заседаний рабочей группы при Минрегионе России.


Последние статьи



Мероприятия

     2016
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1


Подписка

Подписка

Реклама



Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.