Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения
Главная / Кадровый рынок / Статьи

29.05.2009

Игра по правилам, или 5 слагаемых командного духа

Константин ЛЕВИЦКИЙ, консультант юридической компании «Делкон партнерс»

Каким образом совершенно разные люди, собравшись вместе, становятся единой командой? Почему в одних компаниях это получается просто и органично, а в других происходят непрерывные «разборки» и плетутся сети интриг? И, главное, когда перед организацией встает сложный, требующий творческого подхода и нестандартных решений вопрос о том, как наиболее продуктивно построить работу «мозгового центра»?

Прежде, чем углубиться в рассуждения о командном единении членов компании, о создании комфортной и креативной рабочей атмосферы, для начала необходимо затронуть тему, без которой разговор о правилах, о целенаправленной и эффективной деятельности становится бессмысленным. Любой профессионал, в особенности руководитель, может подтвердить: корпоративную сплоченность и культуру характеризует именно внимательное отношение сотрудников к поставленным задачам, к интересам компании и друг к другу.

Согласно исследованиям физиологов и психологов, в основе внимания лежит мотивация. Поэтому продуктивная работа команды зависит, в первую очередь, от того, какое личностное значение имеет эта работа (и/или ее результаты) для каждого члена группы. В идеале, конечно, эта деятельность должна быть настолько привлекательной, чтобы сотрудник сам был готов платить за возможность участвовать в ней (вспомним, как профессионально была выполнена работа по покраске забора, за которую Тому Сойеру его же «подрядчики» выложили немалые по ребячьим меркам средства).

Существует весьма показательный индикатор внимания и стоящей за ним мотивации: это степень ответственности при взятии на себя определенных обязательств, а также при их выполнении. Чрезмерное рвение, т.е. возложение на себя невыполнимых обязательств, может свидетельствовать о высокой мотивации в сочетании с некоторой профессиональной или личностной незрелостью сотрудника. Если такое рвение доброжелательно корригировать, эта «детская болезнь» быстро проходит.

Разумеется, всегда могут сложиться обстоятельства, когда взятые на себя обязательства окажутся невыполнимыми. В таком случае обязательно нужно найти способ сообщить о случившемся форс-мажоре. Это позволит минимизировать негативные последствия невыполненной миссии, и одновременно послужит свидетельством эмоциональной вовлеченности сотрудника в деятельность.

Кстати, в самом первом приближении маркером мотивированности и обязательности работника является отсутствие систематических опозданий с его стороны. При всей простоте этого показателя он высвечивает полуосознанные (или вполне цинично осознаваемые) приоритеты ценностей. Недаром говорят, что точность – вежливость королей…

Разумность, но не косность

Следующий круг вопросов, которые необходимо разобрать в контексте заданной темы, связан с отношением к предлагаемым способам решения поставленной задачи. Каждый раз, когда проблема не укладывается в привычные рамки накатанных алгоритмов, бывает трудно с ходу изобрести совершенный способ ее разрешения – практически неизбежен период проб и ошибок.

На этом этапе уместно вспомнить известную шутку о том, как делаются открытия: «все знают, что ЭТО невозможно. Но приходит дилетант, который этого не знает, и начинает пробовать. И у него получается!» Поэтому не следует пренебрегать теми идеями, которые могут высказать далеко не самые опытные и профессионально состоятельные члены команды. Порой случается так, что новичок видит то, что мастер не разглядит из-за «замыленности глаза». Кроме того, поддержка молодых сотрудников в любом случае является одним из столпов прочного фундамента корпоративной культуры.

При любом раскладе варианты разрешения той или иной проблемы должны исходить из принципа «как это может сработать», а не из предпосылки «почему это не сработает». Отметать предлагаемые варианты можно только после того, как был выбран и в общих чертах проработан какой-то один план действий. Разумеется, его еще предстоит улучшать и дорабатывать, но это уже тактические маневры.

Мера вины, или «не выносить сор из избы»

Когда что-то не получается, всегда возникает соблазн найти виноватого. На самом деле за этим, вроде бы, очевидным поиском справедливости часто скрывается даже не страх ответственности, а гораздо более глубокий страх – утраты контроля над ситуацией. Естественно, рабочую дисциплину и предусматриваемые ей меры дисциплинарного воздействия никто не отменял. Но участникам процесса, особенно руководству, надо тщательно отслеживать – не является ли «законное возмездие» проявлением чувства бессилия.

Одним из ключевых критериев для того, чтобы провести эту дифференциальную диагностику, является отношение руководства к сотруднику, впервые заявляющему об обнаружении сбоя или о возникшем препятствии. Невроз почти всегда заставляет игнорировать реальность по принципу «если моя теория не подтверждается фактами, тем хуже для фактов». Поэтому в случае, когда руководство (или вся команда) занимает нездоровую позицию, источник информации о сбое объявляется чуть ли не предателем корпоративных интересов.

Картина выглядит совершено по-другому, когда руководство и сотрудники заинтересованы в деле гораздо больше, чем в собственных нездоровых амбициях. Успех компании воспринимается как собственный, а сведения о сбоях принимаются с благодарностью, а то и с азартом, при котором даже тактический провал рассматривается как индикатор новых, ранее неиспользованных  возможностей.

Наконец, еще один круг вопросов затрагивает сферу информационной безопасности. Каждый участник группы должен быть уверен, что за ее пределы будут исходить только сведения о его достижениях и успехах. Все, что может омрачить репутацию и группы в целом, и каждого участника в отдельности должно вариться в «рабочем котле» и не выплескиваться вовне.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все


Последние статьи



Мероприятия

     2016
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1


Подписка

Подписка

Реклама



Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.