Аптечный рынок ОТС России: итоги первых трех месяцев 2018г.

Аптечный рынок ОТС России: итоги первых трех месяцев 2018г.

 1287

Аптечный рынок ОТС России: итоги первых трех месяцев 2018г.
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам трех месяцев 2018г. объем реализации безрецептурных лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился на 3% и составил 788,156 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем ОТС-рынка вырос на 1% в рублевом эквиваленте и на 5% - в долларовом, и был равен 95,398 млрд. рублей (1,677 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля безрецептурных препаратов составляла: 68,9% продаж в натуральном выражении и 52,6% - в розничных рублевых ценах. Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с аналогичным периодом 2017г. (2,51 долл.) и составила 2,67 долл. в розничных ценах. По итогам I квартала 2018г. россияне потратили на приобретение безрецептурных лекарственных препаратов в аптеках в среднем 14,31 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России за 3 месяца 2017 – 3 месяца 2018г.

Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России за 3 месяца 2017 – 3 месяца 2018гг.

 Рейтинг ведущих производителей на российском рынке безрецептурных препаратов по итогам первых трех месяцев 2018г. не изменился по составу (табл. 1). Неизменной осталась и возглавляющая его тройка: OTCPHARM (+-0,2% ), BAYER (+1%) и SANOFI (-11%). Ниже произошли перестановки, в результате которых четыре производителя повысили свои рейтинги. Так, на четвертую и пятую строчки с шестой и седьмой поднялись JOHNSON&JOHNSON (+11%) и SANDOZ (+5%). На один пункт вверх, на седьмое и девятое места, переместились TEVA (+7%) и VALENTA (+23%). Одновременно с этим показавший невысокую динамику GLAXOSMITHKLINE (+2%) и сократившая продажи STADA (-14%) опустились на шестую и девятую позиции. Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, осталась неизменной и была равна 40,3%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме
аптечных продаж, %
3 мес.
2018г.
3 мес.
2017г.
3 мес.
2018г.
3 мес.
2017г.
1 1 OTCPHARM 6,5 6,6
2 2 BAYER 5,3 5,3
3 3 SANOFI 4,2 4,7
4 6 JOHNSON & JOHNSON 4,0 3,7
5 7 SANDOZ 3,8 3,6
6 5 GLAXOSMITHKLINE 3,8 3,7
7 8 TEVA 3,5 3,3
8 4 STADA 3,5 4,1
9 10 VALENTA 2,9 2,4
10 9 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,8 2,8
Итого

40,3 40,3

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В Топ-10 ведущих брендов появился один новый представитель (табл. 2). Это занявший восьмую строчку PENTALGIN (+12%). Изменили свои позиции и практически все остальные его участники, четыре из которых – повысили их. На первое место с третьего переместился INGAVIRIN (+19%), а на четвертое, пятое и седьмое поднялись DETRALEX (+3%), THERAFLU (+2%) и MIRAMISTIN (+11%).  В то же время сократившие продажи NUROFEN (-8%), CARDIOMAGNYL (-9%), ESSENTIALE (-29%) и LINEX (-6%), напротив, понизили свои рейтинговые позиции. Бренд KAGOCEL (+2%) по-прежнему занимает второе место. Итоговая доля десяти ведущих брендов сократилась с 12% до 11,7%.

  Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2018г. 3 мес. 2017г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2017г.
1 3 INGAVIRIN 1,7 1,4
2 2 KAGOCEL 1,5 1,4
3 1 NUROFEN 1,3 1,4
4 6 DETRALEX 1,2 1,2
5 7 THERAFLU 1,1 1,1
6 5 CARDIOMAGNYL 1,1 1,2
7 10 MIRAMISTIN 1,1 1,0
8 12 PENTALGIN 1,0 0,9
9 4 ESSENTIALE 1,0 1,4
10 8 LINEX 0,9 1,0
Итого 11,7 12,0

В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований лидирующие позиции сохранили наименования XYLOMETAZOLINE и IBUPROFEN (по +1% у обоих), а также PANCREATIN (-3%) (табл.3). На занятых ранее местах, шестом и восьмом, остались KAGOCEL (+2%) и ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (-7%). На четвертую и пятую строчки поднялись DIOSMIN*HESPERIDIN (+12%) и IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+19%), на девятую с последней переместилась комбинация PARACETA-MOL*ASCORBIC ACID* PHENIRAMINE*PHENYLEPHRINE (+3%). Сократившие продажи PHOSPHOLIPIDS (-27%) и CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE (-6%) опустились на седьмое и девятое места соответственно. Кумулятивная доля рейтинга практически не изменилась и была равна 16,5%.

   Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж 

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2018г. 3 мес. 2017г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2017г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 3,3 3,3
2 2 IBUPROFEN 2,0 2,0
3 3 PANCREATIN 1,9 2,0
4 5 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,7 1,5
5 7 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID 1,7 1,4
6 6 KAGOCEL 1,5 1,4
7 4 PHOSPHOLIPIDS 1,2 1,6
8 8 ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM 1,1 1,2
9 10 PARACETAMOL*ASCORBIC ACID* PHENIRAMINE*PHENYLEPHRINE 1,1 1,1
10 9 CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE 1,1 1,1
Итого    16,5 16,7


Занятую ранее первую позицию в рейтинге ведущих АТС-групп сохранили и укрепили R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+7%) (табл.4). Также на занятых ранее местах, четвертом, седьмом и восьмом, остались J05 Противовирусные препараты для системного назначения (-1%), C05 Вазопротекторы (+10%) и L03 Иммуностимуляторы (+2%). Три группы среди оставшихся переместились на позицию вверх. Это R01 Назальные препараты (+1%), A07 Противодиарейные препараты (-0,4%) и R02 Препараты для лечения заболеваний горла (+13%), поднявшиеся на вторую, пятую и девятую строчки соответственно. При этом на один пункт вниз сместились N02 Анальгетики (-1%), A11 Витамины (-8%) и M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (-4%). Итоговая доля анализируемого рейтинга расширилась с 50,4% до 50,6%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2018г. 3 мес. 2017г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2017г.
1 1 R05  COUGH AND COLD PREPARATIONS 6,6 6,3
2 3 R01  NASAL PREPARATIONS 6,1 6,1
3 2 N02  ANALGESICS 6,0 6,1
4 4 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 5,9 6,0
5 6 A07  ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS 5,1 5,1
6 5 A11  VITAMINS 4,9 5,4
7 7 C05  VASOPROTECTIVES 4,7 4,4
8 8 L03  IMMUNOSTIMULANTS 4,1 4,0
9 10 R02  THROAT PREPARATIONS 3,7 3,3
10 9 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 3,5 3,7
Итого     50,6 50,4


Заключение.

По итогам января-марта 2018г. объем безрецептурного розничного рынка страны составил 119,589 млрд. руб. (2,102 млрд. долл.). Это на 1% в рублях меньше и на 3% в долларах - больше, чем в аналогичном периоде 2017 года. В натуральных показателях рынок продемонстрировал отрицательную динамику (-3%) и составил 788,156 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата в аптеках страны по итогам I квартала 2018г. составила 2,67 долл., что выше, чем годом ранее (2,51 долл.). Увеличились и средние расходы россиян на приобретение безрецептурных ГЛС в аптеках (14,31 долл. против 13,95 долл.).

5Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.

 Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум

Ключевые слова: аптечный рынок ОТС


Последние статьи