Аптечный рынок Москвы: итоги первых шести месяцев 2018г.

 1186

Аптечный рынок Москвы: итоги первых шести месяцев 2018г.
Численность населения Москвы по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 12,506 млн. человек – это 8,5% от общей численности населения РФ и 31,8% населения ЦФО. По данным Мосгорстата, в Москве уровень среднемесячной начисленной заработной платы за январь-май 2018г. составил 81269 руб. (1385,66 долл.), в мае 2018г. – 81064 руб. (1303,07 долл.), что на 85% выше среднего по России (43815 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых шести месяцев 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в Москве в натуральном выражении увеличился на 4% и составил 232,135 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка увеличился на 14% в руб-левом эквиваленте и на 11% - в долларовом, и его объем достиг 57,403 млрд. рублей (968,308 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю го-рода приходилось 15,1% российских аптечных розничных продаж. Средняя стоимость упаковки выросла в сравнении с прошлым годом: 5,25 долл. против 5,05 долл. в розничных ценах. По итогам I полугодия 2018г. москвичи потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 97,46 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы за 6 месяцев 2017 – 6 месяцев 2018гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы за 6 месяцев 2017 – 6 месяцев 2018гг.

 
Ведущая пятерка производителей на розничном рынке Москвы по итогам января-июня 2018г. сохранила свои позиции неизменными (табл. 1). Это компании BAYER (+20%), SANOFI (+11%), TEVA (+16%), SERVIER (+19%) и ABBOTT (+13%). В нижней части Топ-10 произошли перестановки. На один пункт вверх, на шестое, восьмое и десятое места, поднялись SANDOZ (+16%), BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+11%) и впервые вошедший в рейтинг PFIZER (+15%). Одновременно с этим на строчку вниз сместились GLAXOSMITHKLINE (+7%) и JOHNSON & JOHNSON (+9%), которые заняли седьмое и девятое места соответственно. Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, не изменилась и была равна 37,4%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в
рейтинге
Производитель* Доля в общем
объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г.
1 1 BAYER 6,5 6,2
2 2 SANOFI 5,0 5,1
3 3 TEVA 3,9 3,9
4 4 SERVIER 3,8 3,7
5 5 ABBOTT 3,5 3,5
6 7 SANDOZ 3,3 3,3
7 6 GLAXOSMITHKLINE 3,1 3,4
8 9 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,8 2,9
9 8 JOHNSON & JOHNSON 2,8 2,9
10 11 PFIZER 2,6 2,6
Итого     37,4 37,4

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Динамика большинства представителей Топ-10 ведущих брендов была опережающей, благодаря чему три из них повысили свои рейтинги (табл. 2). Это возглавивший «десятку» наиболее динамичный бренд XARELTO (+73%), поднявшийся на четвертое место CONCOR (+19%) и единственный новый ее участник INGAVIRIN (+56%). Наименование   CRESTOR (+16%) несмотря на опережающую динамику потеряло один рейтинговый пункт, потесненное более динамичным лидером. Занятые в прошлом места сохранили DETRALEX (+23%) и LINEX (+27%), а также не столь динамичные MIRAMISTIN (+4%) и CIALIS (+6%), которые располагаются на третьей, девя-той, пятой и шестой строчках соответственно. Бренды NUROFEN (+1%) и HEPTRAL (+6%) сместились вниз, на восьмую и последнюю позиции. Итоговая доля Топ-10 расширилась с 8% до 8,6%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в
рейтинге
Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г.
1 2 XARELTO 1,5 1,0
2 1 CRESTOR 1,2 1,2
3 3 DETRALEX 1,1 1,0
4 7 CONCOR 0,7 0,7
5 5 MIRAMISTIN 0,7 0,8
6 6 CIALIS 0,7 0,8
7 16 INGAVIRIN 0,7 0,5
8 4 NUROFEN 0,7 0,8
9 9 LINEX 0,6 0,6
10 8 HEPTRAL 0,6 0,7
Итого     8,6 8,0

На первую позицию в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований со второй благодаря 25%-му росту продаж поднялся ROSUVASTATIN, потеснив XYLOMETAZOLINE (-2%) на строчку вниз (табл.3). Опережающая динамика отмечена еще у четырех участников «десятки». Это поднявшийся на третье место RIVAROXABAN (+73%) и смещенная им на строчку вниз комбинация DIOSMIN* HESPERIDIN (+29%), а также сохранивший восьмую позицию BISOPROLOL (+19%) и впервые вошедшая в Топ-10 HYALURONIC ACID (+85%). Вторым новым представителем стал NIMESULIDE (+14%), который замыкает рейтинг. Показавшие невысокую динамику IBUPROFEN (+2%) и MIRAMISTIN (+6%) опустились на более низкие шестую и девятую позиции. Пятое место по-прежнему занимает PANCREATIN (+14%). Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась с 10,6% до 11,3%.

  Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г.
1 2 ROSUVASTATIN 1,6 1,5
2 1 XYLOMETAZOLINE 1,6 1,8
3 6 RIVAROXABAN 1,5 1,0
4 3 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,3 1,2
5 5 PANCREATIN 1,0 1,0
6 4 IBUPROFEN 1,0 1,1
7 27 HYALURONIC ACID 0,9 0,6
8 8 BISOPROLOL 0,9 0,8
9 7 MIRAMISTIN 0,8 0,8
10 11 NIMESULIDE 0,7 0,7
Итого    11,3 10,6

Наиболее продаваемой АТС-группой на рынке Москвы по итогам шести месяцев стала B01 Антикоагулянты, которая благодаря росту продаж на 52% переместилась с шестой позиции рейтинга на первую (табл.4). На вторую строчку с третьей поднялись C09 Средства, действующие на ренинангиотензиновую систему (+19%). При этом на места с третьего по пятое включительно опустились M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+13%), R01 Назальные препараты (-1%) и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+11%). Кроме того, с пятой позиции на восьмую сместились J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+6%). Два новых предсавителя, группы J05 Противовирусные препараты системного действия (+29%) и N06 Психоаналептики (+19%), расположились на шестой и последней строчках. Седьмое место по-прежнему занимают G03 Половые гормоны (+15%). В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 36,3% регионального рынка, что на 1 п.п больше, чем годом ранее.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г.
1 2 ROSUVASTATIN 1,6 1,5
2 1 XYLOMETAZOLINE 1,6 1,8
3 6 RIVAROXABAN 1,5 1,0
4 3 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,3 1,2
5 5 PANCREATIN 1,0 1,0
6 4 IBUPROFEN 1,0 1,1
7 27 HYALURONIC ACID 0,9 0,6
8 8 BISOPROLOL 0,9 0,8
9 7 MIRAMISTIN 0,8 0,8
10 11 NIMESULIDE 0,7 0,7
Итого    11,3 10,6


Заключение. По итогам первых шести месяцев 2018г. объем аптечного рынка Москвы достиг 72,252 млрд. руб. (1,219 млрд. долл.). Это на 11% в рублях и на 9% - в долларах больше, чем в аналогичном периоде 2017г. В натуральных показателях рынок расширился на 4% и был равен 232,135 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках города по итогам I полугодия 2018г. составила 5,25 долл. - это выше, чем годом ранее (5,05 долл.) и в среднем по стране (3,35 долл.). Выше среднероссийских были и расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках (71,02 долл. против 55,02 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум



Последние статьи