Госпитальный рынок России: итоги первых трех месяцев 2019г.

 252

Госпитальный рынок России: итоги первых трех месяцев 2019г.

Согласно данным Бюджетного аудита ГЛС в РФ (без ДЛО и региональной льготы)™, объем госпитального рынка страны по итогам I квартала 2019г. сократился на 1% в натуральном выражении и составил 99,858 млн. упаковок. В денежном эквиваленте рынок увеличился на 23% в рублях и на 6% - в долларах, а объем был равен 27,126 млрд. рублей (411,414 млн. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больничном секторе страны по итогам января-марта 2019г. была равна 4,12 долл., годом ранее – 3,84 долл.

Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Лидерство на госпитальном рынке страны по итогам первых трех месяцев 2019г. сохранил и, благодаря росту закупок в 2,1 раза, укрепил российский производитель BIOCAD (табл. 1). Помимо него, опережающими темпами развивались рынки ещё шести компаний. Это поднявшиеся на вторую, третью и шестую строчки MSD (+54%), NOVARTIS (+88%) и впервые вошедшая в Топ-10 ROCHE (закупки увеличились в 2,7 раза), а также потерявшие по одной позиции VEROPHARM (+25%), BAYER (+52%) и JOHNSON & JOHNSON (+61%), которые опустились на пятое, восьмое и последнее места соответственно. Более низкие позиции из-за отставания динамики заняли SANOFI (+11%), ABBVIE (0%) и PFIZER (+15%), опустившиеся на четвертую, седьмую и девятую строчки. Итоговая доля десяти ведущих производителей увеличилась почти на 7 п.п., до 36,1%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме
госпитальных закупок, %
3 мес. 2019г. 3 мес.2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 BIOCAD RF 7,7
4,5
2 6 MSD 3,6
2,8
3 8 NOVARTIS
3,4
2,3
4 3 SANOFIPHARM  3,4
3,7
5 4 VEROPHARM  3,3
3,3
6 17 ROCHE
3,3
1,5
7 2 ABBVIE
3,2
4,0
8 7 BAYER
3,2
2,6
9 5 PFIZER
2,7 2,9
10 9 JOHNSON &JOHNSON
2,3 1,8
Итого 36,1 29,2

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Как и в предыдущем, не изменился лидер и в рейтинге ведущих брендов на госпитальном рынке России (табл. 2). Первую позицию продолжает занимать традиционный госпитальный препарат NATRIUM CHLORIDUM (+12%), хотя из-за отставания динамики его долевое присутствие сократилось. На вторую и третью строчки поднялись HERTICAD (закупки увеличились в 2,2 раза) и AVEGRA (в 2,8 раза). Четвертое и места с шестого по восьмое включительно заняли новые представители рейтинга OPDIVO (в 6,9 раза), KEYTRUDA (в 13 раз), INTELENCE (в 185 раз) и PERJETA (в 7 раз). При этом они потеснили на две последние строчки бренды ACTILYSE (+20%) и ULTRAVIST (+36%). Кроме того, со второго места на пятое из-за отрицательной динамики опустился SYNAGIS (-3%). Общая доля десяти лидирующих торговых наименований расширилась с 9,9% до 15,8%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме
госпитальных закупок, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г.
3 мес. 2018г.
1 1 NATRIUM CHLORIDUM
3,0 3,3
2 3 HERTICAD
2,4 1,3
3 9 AVEGRA BIOCAD  2,0 0,9
4 34 OPDIVO
1,5 0,3
5 2 SYNAGIS
1,4 1,8
6 47 KEYTRUDA 1,3 0,1
7 50 INTELENCE 1,1 0,0
8 38 PERJETA
1,1 0,2
9 5 ACTILYSE
1,0 1,0
10 8 ULTRAVIST
1,0 0,9
Итого 15,8 9,9

Вслед за соответствующим торговым наименование первую позицию в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований продолжает сохранять SODIUM (+12%) (табл. 3). Ниже в нем произошли многочисленные перестановки, в результате которых семь участников Топ-10 повысили свои позиции. В их числе – и пять новых представителей. Это BEVACIZUMAB (закупки увеличились в 2,9 раза), NIVOLUMAB (в 6,9 раза), DOCETAXEL (+52%), AFLIBERCEPT (в 4,4 раза) и PEMBROLIZUMAB (в 13 раз), расположившиеся на третьей и четвертой строчках, а также местах с седьмого по девятое включительно. Высокую динамику и рейтинговый прогресс продемонстрировали TRASTUZUMAB (в 2,2 раза) и MEROPENEM (+33%), которые поднялись на один пункт вверх и заняли вторую и шестую позиции. Снизивший закупки PALIVIZUMAB (-3%) и показавший сравнительно невысокую динамику ENOXAPARIN SODIUM (+8%) опустились на пятое и последнее места соответственно. Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими МНН и группировочными наименованиями, увеличилась с 12% до 17,3%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме
госпитальных закупок, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 SODIUM 3,0
3,3
2 3 TRASTUZUMAB  2,8
1,5
3 16 BEVACIZUMAB
2,1
0,9
4 40 NIVOLUMAB
1,5 0,3
5 2 PALIVIZUMAB
1,4 1,8
6 7 MEROPENEM
1,3 1,2
7 11 DOCETAXEL
1,3
1,1
8 35 AFLIBERCEPT
1,3
0,4
9 48 PEMBROLIZUMAB
1,3
0,1
10 4 ENOXAPARIN SODIUM
1,2
1,4
Итого 17,3 12,0

Половина представителей Топ-10 ведущих АТС групп сохранила занятые в прошлом позиции (табл. 4). Это возглавляющие его L01 Противоопухолевые препараты (закупки увеличились в 2,2 раза), J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+8%), B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (+14%), B01 Антикоагулянты (+13%) и J07 Вакцины (+2%). На шестой позиции расположился единственный новый представитель рейтинга J05 Противовирусные препараты системного назначения (рост закупок составил 2,3 раза), а на седьмую строчку с девятой поднялись L04 Иммунодепрессанты (+42%). Одновременно с этим группы J06 Иммунные сыворотки и иммуноглобулины (-1%), V08 Контрастные препараты (+3%) и N01 Анестетики (-1%) потеряли по две рейтинговые позиции и опустились в нижнюю часть Топ-10. В сумме на десять ведущих АТС групп приходилось 69% госпитального рынка, тогда как годом ранее – 60%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме
госпитальных закупок, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 L01 ANTINEOPLASTIC AGENTS 28,1 15,9
2 2 J01 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 8,8 10,0
3 3 B05 PLASMA SUBSTITUTES AND PERFUSION SOLUTIONS 7,1 7,6
4 4 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 5,6 6,1
5 5 J07 VACCINES 4,6 5,6
6 14 J05 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,2 1,7
7 9 L04 IMMUNOSUPPRESSANTS 3,2 2,8
8 6 J07 IMMUNE SERA AND IMMUNO- GLOBULINS 3,1 3,8
9 7 V08 CONTRAST MEDIA 2,9 3,4
10 8 N01  ANESTHETICS 2,5 3,1
Итого 69,0 60,0

Заключение. Госпитальный рынок России по итогам января-марта 2019г. продемонстрировал позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+23%), и в долларовом (+6%), и был равен 27,126 млрд. рублей (411,414 млн. долл.). В натуральных показателях рынок сократился на 1% и составил 99,858 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе страны по итогам I квартала 2019г. была равна 4,12 долл. против 3,84 долл. – в аналогичном периоде 2018г.


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум




Последние статьи