Госпитальный рынок России: итоги первых девяти месяцев 2018г.

Госпитальный рынок России: итоги первых девяти месяцев 2018г.

 25400

Госпитальный рынок России: итоги первых девяти месяцев 2018г.
Согласно данным Бюджетного аудита ГЛС в РФ (без ДЛО и региональной льготы)™, объем госпитального рынка страны по итогам девяти месяцев 2018г. сократился на 10% в натуральном выражении и составил 453,922 млн. упаковок. В денежном эквиваленте рынок также продемонстрировал отрицательную динамику и в рублях (-4%), и в долларах (-11%), а объем был равен 125,970 млрд. рублей (2,010 млрд. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больничном секторе страны по итогам января-сентября 2018г. была равна 4,43 долл., годом ранее – 4,44 долл.

Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.

Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.

Половина представителей рейтинга ведущих производителей, как и рынок в целом, по итогам девяти месяцев 2018г. продемонстрировали отрицательную динамику (табл. 1). Среди них – продолжающая возглавлять Топ-10 компания PFIZER (-6%). Четыре других заняли более низкие позиции. Это JOHNSON & JOHNSON (-2%), MSD (-1%), SANOFI (-9%) и BAYER (-0,4%), которые опустились на места с шестого по восьмое включительно и последнюю строчку. Показавшие позитивную динамику ABBVIE (+8%) и MICROGEN (+17%) сохранили и укрепили занятые ранее вторую и четвертую позиции. Более динамичные PHARMASYNTEZ (+27%), BIOCAD и VEROPHARM (по +32% у обоих) поднялись на третью, пятую и девятую строчки соответственно. Отметим, что последний стал единственным новым представителем данного рейтинга. Суммарная его доля увеличилась на 4,4 п.п. и была равна 39,8%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок 

Место в  рейтинге Производитель* Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 PFIZER 5,8 6
2 2 ABBVIE 5 4,4
3 5 PHARMASYNTEZ 4,8 3,6
4 4 MICROGEN 4,6 3,8
5 8 BIOCAD RF 4,2 3,1
6 3 JOHNSON & JOHNSON 3,9 3,8
7 6 MSD 3,6 3,5
8 7 SANOFI 3 3,1
9 11 VEROPHARM 2,7 2
10 9 BAYER  2,2 2,1
Итого   39,8 35,4

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Самым востребованным брендом на госпитальном рынке России в анализируемом периоде продолжает оставаться вакцина PREVENAR 13, не-смотря на снижение на 3% объемов закупок (табл. 2). На вторую позицию с четвертой поднялся SOVIGRIPP (+37%), тогда как занимавший это место ранее NATRIUM CHLORIDUM (-14%), напротив, опустился на четвертую строчку. Третье место, также как пятое и шестое, продолжают занимать бренды KALETRA (-7%), ISENTRESS (-16%) и INTELENCE (-14%). В нижней части рейтинга расположились впервые в него вошедшие EVIPLERA (закупки увеличились в 2,4 раза), HERTICAD (+69%), SIMANOD (в 2,2 раза) и TIVICAY (в 41 раз). Общая доля десяти лидирующих торговых наименований расширилась с 15,9% до 18,8%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему госпитальных закупок

Место в  рейтинге Бренд Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 PREVENAR 13 3,9 3,9
2 4 SOVIGRIPP 3 2,1
3 3 KALETRA 2,6 2,7
4 2 NATRIUM CHLORIDUM 2,4 2,7
5 5 ISENTRESS 1,4 1,7
6 6 INTELENCE 1,2 1,3
7 21 EVIPLERA 1,1 0,4
8 11 HERTICAD 1,1 0,6
9 20 SIMANOD 1,1 0,5
10 49 TIVICAY 0,9 0
Итого     18,8 15,9

В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований появилось только два новых представителя (табл. 3). Это TRASTUZUMAB (+29%) и TENOFOVIR DISOPROXIL*EMTRICITABINE*RILPIVIRINE (закупки увеличились в 2,4 раза), расположившиеся на шестой и восьмой строчках соответственно. Помимо них, рейтинговый прогресс отмечен еще у двух участников данной «десятки»: на один пункт вверх, на третье и седьмое места, несмотря на отрицательную динамику поднялись LOPINAVIR* RITONAVIR (-5%) и ETRAVIRINE (-14%). Одновременно с этим на строчку вниз, на четвертое и десятое места, опустились МНН SODIUM (-14%) и ENOXAPARIN SODIUM (-8%). Сократившее закупки на 34% наименование ATAZANAVIR опустилось с шестой позиции на девятую. Трем представителям данного рейтинга удалось остаться на занятых ранее местах. Это возглавляющие его VACCINE, PNEUMOCOCCAL (-6%) и VACCINE, INFLUENZA (+40%), а также занимающий пятую строчку RALTEGRAVIR (-16%). Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими МНН и группировочными наименованиями, увеличилась на 1 п.п., до 20,5%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 VACCINE, PNEUMOCOCCAL 4,2 4,3
2 2 VACCINE, INFLUENZA 4 2,8
3 4 LOPINAVIR*RITONAVIR 2,6 2,7
4 3 SODIUM 2,4 2,7
5 5 RALTEGRAVIR 1,4 1,7
6 11 TRASTUZUMAB 1,3 1
7 8 ETRAVIRINE 1,2 1,3
8 31 TENOFOVIR DISOPROXIL* EMTRICITABINE*RILPIVIRINE 1,1 0,4
9 6 ATAZANAVIR 1,1 1,6
10 9 ENOXAPARIN SODIUM 1 1
Итого     20,5 19,5

 В отличие от предыдущих, в Топ-10 ведущих АТС групп сменился лидер: на первую позицию со второй поднялись L01 Противоопухолевые препараты (+20%), сместив на позицию вниз J05 Противовирусные препараты системного назначения (-8%) (табл. 4). Помимо лидера, на один пункт улучшили свои позиции также V08 Контрастные препараты (+0,5%), а впервые вошедшие в рейтинг L04 Иммунодепрессанты (+11%) переместились с 11 места на девятое. При этом на строчку вниз, на восьмую и последнюю позиции, опустились J04 Препараты, активные в отношении микобактерий (-31%) и N01 Анестетики (-7%). Места с третьего по шестое включительно по-прежнему занимают группы J07 Вакцины (+18%), J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (-14%), B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (+0,1%) и B01 Антикоагулянты (-7%). В сумме на десять ведущих компаний приходилось 69,0% госпитального рынка, тогда как годом ранее – 65,1%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 2 L01  ANTINEOPLASTIC AGENTS 14,5 11,6
2 1 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 13,5 14,1
3 3 J07  VACCINES 13 10,6
4 4 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 7,5 8,4
5 5 B05  PLASMA SUBSTITUTES AND PERFUSION SOLUTIONS 5,8 6,1
6 6 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 4,4 4,6
7 8 V08  CONTRAST MEDIA 2,7 2,6
8 7 J04  ANTIMYCOBACTERIALS 2,7 2,6
9 11 L04  IMMUNOSUPPRESSANTS 2,6 2,2
10 9 N01  ANESTHETICS 2,2 2,3
Итого     69 65,1

Заключение. Госпитальный рынок России по итогам первых девяти месяцев 2018г. сократился и в рублевом эквиваленте (-4%), и в долларовом (-11%), и был равен 125,970 млрд. рублей (2,010 млрд. долл.). В натуральных показателях рынок сократился на 10% и составил 453,922 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе страны по итогам января-сентября 2018г. была равна 4,43 долл. против 4,44 долл. годом ранее.

Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум 




Последние статьи