ДЛО РФ: итоги первых трех месяцев 2019г.

 524

ДЛО РФ: итоги первых трех месяцев 2019г.

Согласно данным ДЛО в РФТМ, по итогам первых трех месяцев 2019г. объем поставок лекарственных препаратов в рамках программы составил 29,210 млрд. руб. (442,620 млн. долл.) в контрактных ценах[1]. Относительно аналогичного периода предшествовавшего года объем сегмента увеличился в 2 раза в рублях и на 73% - в долларах. Объем поставок в натуральных показателях вырос на 5% и был равен 18,981 млн. упаковок. В среднем упаковка ГЛС в рамках программы стоила 23,32 долл. в контрактных ценах (годом ранее – 14,14 долл.).

Лидером сегмента ДЛО по итогам I квартала 2019г. благодаря 9ти-кратному[2] росту поставок стала компания SHIRE (табл.1). Показавшая такую же динамику OCTAPHARMA поднялась с 21 позиции на третью, и стала одним из трех новых представителей. Еще два «новичка», ROCHE (поставки выросли в 3,6 раза) и GENERIUM (в 6,3 раза), расположились на седьмой и девятой строчках. Повысила свой рейтинг и компания CELGENE (закупки увеличились в 3 раза), которая поднялась с восьмого места на пятое. Оставшиеся представители «десятки» продемонстрировали высокую динамику, но она отставала от темпов сегмента в целом. Поэтому компании BIOCAD (+40%), NOVARTIS (+93%), NOVO NORDISK (+20%) и JOHNSON & JOHNSON (+83%) опустились на четвертое, шестое, восьмое и десятое места соответственно. И лишь SANOFI (+89%) продолжает занимать вторую позицию. Суммарная доля десяти ведущих компаний в программе ДЛО расширилась почти на 14 п.п. до 55,4%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей ДЛО

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме ДЛО, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 10 SHIRE 11,8 2,7
2 2 SANOFI 6,9 7,3
3 21 OCTAPHARMA 5,8 1,3
4 1 BIOCAD RF 5,6 8,0
5 8 CELGENE 5,1 3,5
6 5 NOVARTIS 4,6 4,7
7 11 ROCHE 4,2 2,4
8 3 NOVO NORDISK 3,8 6,4
9 23 GENERIUM ZAO RF 3,8 1,2
10 7 JOHNSON & JOHNSON 3,8 4,1
Итого 55,4 41,6

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов появилось шесть новых участников (табл.2). Это поднявшиеся на третье, четвертое и шестое места OCTANATE (поставки увеличились в 13 раз), SOLIRIS (в 56 раз) и ELAPRASE, а также расположившиеся на трех последних строчках FEIBA (в 11 раз), INFIBETA (в 8 раз) и WILATE (в 10 раз). Более высокие позиции заняли еще два бренда: на первые две строчки с третьей и девятой поднялись REVLIMIDE (в 3,2 раза) и ADVATE (в 5,1 раза). В то же время сократившая объемы закупок ACELLBIA (-3%) и показавший динамику ниже рыночной TOUJEO SOLOSTAR (+66%) опустились с лидирующих позиций на пятую и седьмую соответственно. Итоговая доля «десятки» расширилась с 15% до 29,4%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов в ДЛО

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме ДЛО, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 3 REVLIMIDE 4,7 2,9
2 9 ADVATE 4,1 1,6
3 27 OCTANATE 3,3 0,5
4 41 SOLIRIS 3,2 0,1
5 1 ACELLBIA 2,6 5,4
6 49 ELAPRASE 2,5 0,0
7 2 TOUJEO SOLOSTAR 2,5 3,1
8 30 FEIBA 2,4 0,4
9 24 INFIBETA 2,2 0,6
10 32 WILATE 1,9 0,4
Итого 29,4 15,0

Значительно обновился и Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований: в его состав вошли шесть новых представителей (табл.3). Один из них, FACTOR VIII (закупки увеличились в 12 раз), стал его лидером. На четвертое место поднялся OCTOCOG ALFA (в 5 раз), а позиции с шестой по десятую включительно заняли INTERFERON BETA-1A (в 4 раза), ECULIZUMAB (в 56 раз), INTERFERON BETA-1B (в 8 раз), IDURSULFASE и FACTOR VIII INHIBITOR BYPASSING FRACTION (в 11 раз). Опережающую динамику и рейтинговый прогресс продемонстрировал и LENALIDOMIDE (в 3,2 раза), занявший второе место. Лидировавшие ранее RITUXIMAB (+46%) и INSULIN GLARGINE (+35%) из-за отставания динамики опустились на третью и пятую строчки соответственно. В сумме десять МНН и группировочных наименований занимали 37,3% против 19,5% годом ранее.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и  группировочных наименований в ДЛО

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем ДЛО, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 20 FACTOR VIII 6,2 1,1
2 3 LENALIDOMIDE 4,7 2,9
3 1 RITUXIMAB 4,3 5,9
4 14 OCTOCOG ALFA 4,1 1,6
5 2 INSULIN GLARGINE 3,5 5,2
6 16 INTERFERON BETA-1A 3,3 1,5
7 45 ECULIZUMAB 3,2 0,1
8 27 INTERFERON BETA-1B 3,1 0,8
9 50 IDURSULFASE 2,5 0
10 37 FACTOR VIII INHIBITOR BYPASSING FRACTION 2,4 0,4
Итого 37,3 19,5

В Топ-10 ведущих АТС групп лидеры также изменились: на первые позиции поднялись L04 Иммунодепрессанты (закупки выросли в 3,2 раза) и B02 Гемостатики (в 6 раз) (табл.4). Возглавлявшие его ранее, но не столь динамичные L01 Противоопухолевые препараты (+41%) и A10 Препараты для лечения сахарного диабета (+19%) опустились на третье и четвертое места. На пятую и шестую строчки с более низких поднялись L03 Иммуностимуляторы (в 4,5 раза) и впервые вошедшие в рейтинг A16 Другие препараты для лечения заболеваний ЖКТ и нарушений обмена веществ (в 12 раз). Они потеснили в нижнюю часть «десятки» группы L02 Гормональные препараты (+42%), R03 Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей (-17%), B03 Препараты для лечения анемии (+10%) и H01 Гормоны гипофиза и гипоталамуса и их аналоги (+26%). Суммарная его доля увеличилась на 9 п.п., до 88,3%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп в ДЛО

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме ДЛО, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 3 L04 IMMUNOSUPPRESSANTS 20,0 12,5
2 4 B02 ANTIHEMORRHAGICS 19,5 6,5
3 1 L01 ANTINEOPLASTIC AGENTS 15,4 21,9
4 2 A10 DRUGS USED IN DIABETES 10,9 18,4
5 8 L03 IMMUNOSTIMULANTS 7,8 3,4
6 14 A16 OTHER ALIMENTARY TRACT AND METABOLISM PRODUCTS 6,1 1,0
7 6 L02 ENDOCRINE THERAPY 2,7 3,7
8 5 R03 DRUGS FOR OBSTRUCTIVE AIRWAY DISEASES 2,3 5,6
9 7 B03 ANTIANEMIC PREPARATIONS 1,9 3,4
10 9 H01 PITUITARY, HYPOTHALAMIC HORMONES AND ANALOGUES 1,7 2,7
Итого 88,3 79,2

Данные о поставках по программе ДЛО в десяти ведущих регионах России представлены в табл.5. Наибольшие объемы закупок сохранились в Москве. И хотя ее доля из-за невысокой динамики (+13%) сократилась, но продолжает составлять 19% сегмента. Второе и третье места заняли впервые вошедшие в Топ-10 благодаря высокой динамике Московская область и Краснодарский край. Отметим, что рост закупок по программе ДЛО в несколько раз (от 2х до 20) наблюдался в большинстве регионов, что позволило впервые попасть в Топ-10 ещё трем регионам. Лишь в Санкт-Петербурге динамика закупок была отрицательной. Десять ведущих регионов аккумулировали 48,6% рынка ДЛО.

Таблица 5. Десять ведущих регионов по объему продаж в ДЛО

Место в рейтинге Регион Доля в общем ДЛО, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 Moscow 19,2 34,1
2 26 Moscow Region 4,7 1,1
3 45 Krasnodar Region 4,0 0,4
4 2 Saint Petersburg 3,6 7,5
5 4 Tatarstan Republic 3,6 3,5
6 6 North Caucasian FD, Rest 3,5 1,9
7 20 Sverdlovsk Region 2,7 1,2
8 13 Novosibirsk Region 2,5 1,7
9 9 Rostov Region 2,4 1,9
10 16 Krasnoyarsk Region 2,4 1,5
Итого 48,6 54,9

Заключение. По итогам I квартала 2019г. объем сегмента ДЛО составил 29,210 млрд. руб. (442,620 млн. долл.) в контрактных ценах. Это на 100% в рублевом эквиваленте и на 73% - в долларовом больше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях поставки увеличились на 5%, до 18,981 млн. упаковок. Средняя цена ГЛС, участвующего в программе ДЛО, увеличилась в сравнении с прошлым годом (23,32 долл. против 14,14 долл.).


С 2008г. данные по ДЛО представляют собой сведения об отгрузках в контрактных ценах: ценах, по которым государство будет возмещать деньги дистрибьютору.
Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.

Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум



Последние статьи