Аптечный рынок ЮФО: итоги первых девяти месяцев 2018г.

Аптечный рынок ЮФО: итоги первых девяти месяцев 2018г.

 337

Аптечный рынок ЮФО: итоги первых девяти месяцев 2018г.

Численность населения Южного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 16,442 млн. человек – это 11,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЮФО в январе-сентябре 2018г. составил 30774 руб. (518,78 долл.), что на 27% ниже среднего показателя по России (42325 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам января-сентября 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в ЮФО в натуральном выражении сократился на 3% и был равен 329,762 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+4%) и отрицательную - в долларовом (-1%), и достиг 45,431 млрд. рублей (740,915 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю округа приходилось 8,4% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС повысилась в сравнении с прошлым годом (2,69 долл.) и была равна 2,73 долл. в розничных ценах. За девять месяцев 2018г. жители ЮФО потратили на приобретение лекарств в среднем 54,85 долл. 

Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.

Шесть представителей Топ-10 ведущих производителей на рынке Южного федерального округа по итогам января-сентября 2018г. продемонстрировали рост объемов продаж (табл.1). Это позволило трем из них сохранить свои позиции и двум – повысить их. На занятых ранее местах остались лидер рейтинга BAYER (+5%), а также SERVIER и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (по +6% у обоих), занимающие четвертую и седьмую строчки. Показавшие позитивную динамику OTCPHARM (+8%) и GLAXOSMITHKLINE (+3%) поднялись на один пункт вверх, на пятое и восьмое места. При этом первый потеснил на строчку вниз компанию SANDOZ несмотря на 6%-й рост ее продаж. Отметим, что рейтинговый прогресс продемонстрировали также два производителя с отрицательной динамикой. Это поднявшиеся на вторую и девятую строчки TEVA (-1%) и ABBOTT (-2%). Две компании с более выраженным снижением продаж, SANOFI (-6%) и STADA (-7%), опустились на третье и последнее места соответственно. Общая доля десяти ведущих компаний сократилась на 0,6 п.п. и составила 34,0%.

Таблица 1. 

Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж


Место  в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных  продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 BAYER 5,2 5,2
2 3 TEVA 
4,0 4,1
3 2 SANOFI
3,9
4,3
4 4 SERVIER
3,3 3,2
5 6 OTCPHARM
3,2
3,1
6 5 SANDOZ
3,2
3,1
7 7 BERLIN-CHEMIE/MENARIN
3,1
3,0
8 9 GLAXOSMITHKLINE
2,8
2,9
9 10 ABBOTT 2,7
2,8
10 8 STADA
2,7
3,0
Итого     34,0 34,6
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В Топ-10 ведущих брендов на рынке региона появилось два новых представителя: на шестую и седьмую строчки поднялись THERAFLU (+10%) и PENTALGIN (+15%) (табл.2). Более высокие позиции удалось занять еще четырем брендам. При этом THERAFLEX (+8%), DETRALEX (+12%) и MIRAMISTIN (+4%) заняли места с третьего по пятое включительно, а INGAVIRIN (+5%) поднялся с последней строчки на восьмую. Неизменными свои позиции сохранили лидеры рейтинга NUROFEN (+0,1%) и ACTOVEGIN (+1%), а также занимающий предпоследнюю строчку KAGOCEL (+2%). Единственным брендом, продажи которого незначительно сократились, а рейтинг снизился на два пункта, стал CARDIOMAGNYL (-0,1%). Суммарная доля десяти ведущих брендов практически не изменилась: 6,2% против 6,1% годом ранее.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место  в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 NUROFEN
0,8
0,9
2 2 ACTOVEGIN
0,7
0,7
3 4 THERAFLEX
0,7
0,6
4 7 DETRALEX
0,6
0,6
5 6 MIRAMISTIN
0,6 0,6
6 11 THERAFLU
0,6
0,5
7 12 PENTALGIN
0,6 0,5
8 10 INGAVIRIN
0,6 0,5
9 9 KAGOCEL
0,6 0,6
10 8 CARDIOMAGNYL
0,5 0,6
Итого     6,2 6,1

Лидерами Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований продолжают оставаться XYLOMETAZOLINE (+3%) и IBUPROFEN (+11%) (табл.3). Кроме них, сохранить свои позиции удалось лишь замыкающему «десятку» МНН SILDENAFIL (+2%). Три представителя с опережающей динамикой продаж повысили свои рейтинговые позиции. На строчку вверх, на третье место, поднялось наименование NIMESULIDE (+6%), тогда как комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+19%) переместилась с седьмой позиции на пятую. Впервые вошедший в Топ-10 ROSUVASTATIN (+17%) расположился на девятом месте. Повысить свой рейтинг на один пункт удалось и сократившему продажи на 2% МНН DICLOFENAC. Оставшиеся представители, напротив, потеряли по одному пункту: наименования PANCREATIN (+1%), BISOPROLOL (+3%) и BLOOD (+1%) опустились на четвертую, шестую и седьмую позиции соответственно. Итоговая доля «десятки» была равна 9,8%, тогда как в аналогичном периоде 2017 г. – 9,6%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 XYLOMETAZOLINE
1,8 1,9
2 2 IBUPROFEN
1,2 1,1
3 4 NIMESULIDE
1,1 1,1
4 3 PANCREATIN
1,1 1,1
5 7 DIOSMIN*HESPERIDIN
0,9
0,8
6 5 BISOPROLOL
0,9
0,9
7 6 BLOOD
0,8
0,8
8 9 DICLOFENAC
0,7 0,7
9 15 ROSUVASTATIN
0,7
0,6
10 10 SILDENAFIL
0,7
0,7
Итого    9,8 9,6

Половине представителей Топ-10 ведущих АТС групп удалось сохранить занятые ранее места (табл.4). Это его лидер M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+5%), а также занимающие пятую строчку и места с седьмого по девятое включительно A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+4%), G03 Половые гормоны (+3%), J05 Противовирусные препараты системного действия (-3%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+0,3%). Сократившие продажи на 2% группы J01 Антибактериальные препараты для системного использования и N02 Анальгетики опустились на третью и шестую позиции. При этом на строчку вверх, на второе место, поднялись R01 Назальные препараты (+2%), а более динамичная группа C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+7%) переместилась с шестой строчки на четвертую. Замыкает «десятку» единственный новый ее представитель C05 Ангиопротекторы (+10%). Суммарная доля десяти ведущих АТС групп сократилась на 0,5 п.п., до 36,0%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 M01
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS
5,4 5,3
2 3 R01
NASAL PREPARATIONS    
3,9 3,9
3 2 J01
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 
3,7
4,0
4 6 C09
AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM
3,7 3,6
5 5 A07
ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS
3,6
3,6
6 4 N02
ANALGESICS
3,5 3,7
7 7 G03
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM
3,5
3,5
8 8 J05
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE  
3,1
3,3
9 9 R05
COUGH AND COLD PREPARATIONS
2,8
2,9
10 11 C05
VASOPROTECTIVES
2,8 2,7
Итого     36,0 36,5

Заключение. По итогам первых 9 месяцев 2018г. объем аптечного рынка ЮФО составил 55,311 млрд. руб. (901,850 млн. долл.) в розничных ценах. В рублях продажи увеличились на 4%, тогда как в долларах динамика была отрицательной (-1%). В натуральных показателях рынок сократился на 3% и был равен 329,762 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона составила 2,73 долл. – это выше показателя предыдущего года (2,69 долл.), но ниже среднего по стране (3,33 долл.). Средние расходы жителей ЮФО на приобретение ГЛС в аптеках по итогам января-сентября 2018г. также оказались ниже средних по стране (54,85 долл. против 73,56 долл.).

Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум 




Последние статьи