Аптечный рынок УФО: итоги первых трёх месяцев 2019г.

 557

Аптечный рынок УФО: итоги первых трёх месяцев 2019г.

Численность населения Уральского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 12,350 млн. человек – это 8,4% населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в УФО за 3 месяца 2019г. составил 47134 руб. (712,96 долл.), что на 7% выше среднего показателя по России (43944 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых трех месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в УФО в натуральном выражении увеличился на 10% и составил 102,418 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+7%), отрицательную - в долларовом (-8%), и составил 16,126 млн. рублей (244,095 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региональных розничных продаж приходилось 8,0% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС в январе-марте 2019г. в розничных ценах была равна 2,85 долл. против 3,60 долл. годом ранее. В этот период жители УФО потратили на приобретение лекарственных препаратов в среднем 23,60 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок УФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок УФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Лидером розничного рынка Уральского федерального округа по итогам I квартала 2019г. несмотря на 3%-е снижение продаж стала компания SANOFI (табл.1). Возглавлявший рейтинг ранее BAYER (-11%) из-за более выраженной отрицательной динамики опустился на вторую строчку. На один пункт вверх, на третье и пятое места, поднялись TEVA (+20%) и SANDOZ (+18%). Два новых представителя «десятки», KRKA (+45%) и GLAXOSMITHKLINE (+21%) расположились на шестой и девятой позициях. Производители с невысокой динамикой, OTCPHARM (+3%) и ABBOTT (+0,5%), а также снизивший продажи GEDEON RICHTER (-2%), напротив, опустились на более низкие места, четвертое, десятое и седьмое соответственно. Компании SERVIER (+0,2%) удалось сохранить за собой восьмую строчку. Общая доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, сократилась с 32,9% до 32,6%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место  Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 2 SANOFI 4,3 4,7
2 1 BAYER 4,1 4,9
3 4 TEVA 3,8 3,4
4 3 OTCPHARM 3,7 3,8
5 6 SANDOZ 3,2 2,9
6 14 KRKA 2,9 2,1
7 5 GEDEON RICHTER 2,8 3,1
8 8 SERVIER 2,6 2,8
9 13 GLAXOSMITHKLINE 2,6 2,3
10 9 ABBOTT 2,6 2,8
Итого 32,6 32,9

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Большинство представителей Топ-10 ведущих брендов продемонстрировали отрицательную динамику (табл. 2). В их числе – и сохранивший лидерство INGAVIRIN (-1%). На занятом ранее шестом месте остался ACTOVEGIN (-8%). Еще три бренда с отрицательной динамикой, KAGOCEL (-2%), ESSENTIALE (-23%) и ERGOFERON (-12%), понизили свои позиции, тогда как три других, LOZAP (-2%), DETRALEX (-7%) и CARDIOMAGNYL (-11%) – повысили их. Более высокие места заняли и показавшие позитивную динамику бренды NUROFEN (+14%) и XARELTO (+0,2%), которые поднялись на вторую и десятую строчки. При этом последний стал единственным новым представителем Топ-10. Суммарная его доля сократилась на 0,8%, до 5,9%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место  Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 INGAVIRIN 0,9 1
2 4 NUROFEN 0,8 0,7
3 2 KAGOCEL 0,7 0,8
4 3 ESSENTIALE 0,5 0,8
5 7 LOZAP 0,5 0,6
6 6 ACTOVEGIN 0,5 0,6
7 10 DETRALEX 0,5 0,6
8 9 CARDIOMAGNYL 0,5 0,6
9 8 ERGOFERON 0,5 0,6
10 12 XARELTO 0,5 0,5
Итого 5,9 6,7

В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований появилось три новых представителя (табл.3). Это BISOPROLOL (+17%), AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID (+19%) и LOSARTAN (+16%), которые заняли шестую и две нижние строчки. Кроме них, рейтинговый прогресс продемонстрировали ещё три участника «десятки». Так, на третье и четвертое места поднялись PANCREATIN (+7%) и DIOSMIN*HESPERIDIN (+8%), а на восьмое с последнего переместился KAGOCEL (-2%). Первые две позиции продолжают занимать XYLOMETAZOLINE (-4%) и IBUPROFEN (+14%), а седьмую сохранил за собой ROSUVASTATIN (-4%). И только лишь наименование IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (-1%) опустилось с третьего места на пятое. Кумулятивная доля «десятки» снизилась с 9,2% до 9,0%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,4 1,6
2 2 IBUPROFEN 1,1 1,1
3 4 PANCREATIN 1 1
4 5 DIOSMIN*HESPERIDIN 0,9 0,9
5 3 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID 0,9 1
6 12 BISOPROLOL 0,8 0,7
7 7 ROSUVASTATIN 0,8 0,9
8 10 KAGOCEL 0,7 0,8
9 18 AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID 0,7 0,6
10 16 LOSARTAN 0,7 0,6
Итого  9 9,2

В Топ-10 ведущих АТС групп произошли многочисленные перестановки и ни один его представитель не сохранил свои позиции (табл.4). Возглавлявшие рейтинг ранее J05 Противовирусные препараты системного действия (+4%) из-за отставания динамики опустились на третью позицию, пропустив вперед более динамичные M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+12%) и C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+24%). Опережающими темпами развивались рынки и у групп R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+12%), J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+14%) и N02 Анальгетики (+9%), что позволило им подняться на четвёртую, пятую и восьмую строчки соответственно. Одновременно с этим сократившие продажи G03 Половые гормоны (-1%), R01 Назальные препараты (-5%) и A11 Витамины (-19%), напротив, опустились на шестое, седьмое и девятое места. Единственный новый представитель «десятки», G04 Препараты для лечения урологических заболеваний (+7%), замыкает ее. В сумме десять ведущих АТС-групп аккумулировали 37,7% регионального рынка против 38,3% годом ранее.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 2 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,7 4,5
2 3 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 4,7 4,1
3 1 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 4,4 4,5
4 6 R05  COUGH AND COLD PREPARATIONS 4 3,8
5 8 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,8 3,6
6 5 G03  SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,7 4
7 4 R01  NASAL PREPARATIONS 3,5 4
8 9 N02  ANALGESICS 3,4 3,4
9 7 A11  VITAMINS 2,8 3,7
10 11 G04  UROLOGICALS 2,7 2,7
Итого 37,7 38,3

Заключение. В I квартале 2019г. объем аптечного рынка Уральского федерального округа составил 19,259 млрд. руб. (291,505 млн. долл.) в розничных ценах. В рублях продажи немного увеличились (+1%), тогда как в долларах они заметно сократились (-13%). В натуральных показателях рынок продемонстрировал позитивную динамику (+10%) и достиг 102,418 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках округа по итогам января-марта 2019г. составила 2,85 долл. – это ниже показателя прошлого года (3,60 долл.) и среднего по стране (3,26 долл.). Ниже оказались и средние расходы жителей УФО на приобретение препаратов в аптеках (23,60 долл. против 24,94 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум 



Последние статьи