Аптечный рынок УФО: итоги первых девяти месяцев 2018г.

Аптечный рынок УФО: итоги первых девяти месяцев 2018г.

 758

Аптечный рынок УФО: итоги первых девяти месяцев 2018г.

Численность населения Уральского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 12,356 млн. человек – это 8,4% населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в УФО за 9 месяцев 2018г. составил 46790 руб. (788,70 долл.), что на 11% выше среднего показателя по России (42325 руб.). Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых девяти месяцев 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в УФО в натуральном выражении снизился на 3% и составил 258,962 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок также продемонстрировал отрицательную динамику и в рублевом эквиваленте (-6%), и в долларовом (-10%), и достиг 42,538 млн. рублей (697,029 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля региона составила 8,2% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС в январе-сентябре 2018г. в розничных ценах была равна 3,42 долл., что оказалось ниже, чем годом ранее (3,74 долл.). За первые 9 месяцев 2018г. жители УФО потратили на приобретение лекарственных препаратов в среднем 71,78 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок УФО за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок УФО за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.

Практически все ведущие производители на рынке Уральского федерального округа по итогам 9 месяцев 2018г. продемонстрировали, как и рынок в целом, отрицательную динамику (табл.1). При этом в лидеры по объемам продаж несмотря на их сокращение на 7%, вышла компания BAYER, которая поднялась на первую позицию со второй. Возглавлявшая Топ-10 ранее SANOFI (-12%) из-за более выраженной отрицательной динамики опустилась на строчку вниз. Повысить свои рейтинги удалось и единственному в «десятке» производителю с позитивной динамикой OTCPHARM (+6%), а также SANDOZ (-8%) и впервые в нее вошедшему NYCOMED/TAKEDA (-2%). При этом они сместили на позицию вниз, на четвертую, пятую и седьмую строчки, компании TEVA (-7%), GEDEON RICHTER (-12%) и SERVIER (-16%). Занятые ранее восьмую и девятую позиции сохранили за собой STADA (-11%) и ABBOTT (-12%). Общая доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, сократилась на 1 п.п. до 34,0%.

Таблица 1. 

Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж


Место  в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных  продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 2 BAYER 5,0 5,0
2 1 SANOFI
4,8 5,1
3 5 OTCPHARM
3,7
3,3
4 3 TEVA  
3,5 3,6
5 4 GEDEON RICHTER
3,2
3,4
6 7 SANDOZ
2,9
3,0
7 6 SERVIER 
2,9
3,2
8 8 STADA
2,8
3,0
9 9 ABBOTT 2,8
3,0
10 11 NYCOMED/TAKEDA
2,5
2,4
Итого     34,0 35,0
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В Топ-10 ведущих брендов произошли многочисленные перестановки (табл. 2). На лидирующие позиции с 5 и 7 поднялись INGAVIRIN (+21%) и ARTRA (+22%). Занимавший первую строчку ранее бренд ESSENTIALE снизил продажи на 20% и опустился на третье место, потеснив с него на позицию вниз NUROFEN (+1%). На пятой и шестой строчках расположились два новых представителя, KAGOCEL (+23%) и FLEMOXIN SOLUTAB (+67%). На один пункт вверх благодаря увеличению продаж на 7% удалось подняться бренду CARDIOMAGNYL. Динамика оставшихся трех представителей была отрицательной и привела их к потере рейтинговых позиций. Это DETRALEX (-22%), ACTOVEGIN (-11%) и LOZAP (-9%), которые опустились на седьмое, восьмое и последнее места соответственно. Суммарная доля десяти ведущих брендов увеличилась с 6,2% до 6,8%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место  в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 5 INGAVIRIN
0,8
0,6
2 7 ARTRA
0,8
0,6
3 1 ESSENTIALE
0,7
0,9
4 3 NUROFEN
0,7
0,7
5 11 KAGOCEL
0,7 0,5
6 27 FLEMOXIN SOLUTAB
0,7
0,8
7 2 DETRALEX
0,6 0,8
8 4 ACTOVEGIN
0,6 0,6
9 10 CARDIOMAGNYL
0,6 0,5
10 6 LOZAP
0,6 0,6
Итого     6,8 6,2

В отличие от предыдущих, в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований лидер не изменился: на верхней строчке остался и, благодаря опережающей динамике, закрепился XYLOMETAZOLINE (+5%) (табл.3). Кроме него, занятые ранее четвертую и шестую позиции сохранили МНН PANCREATIN (-8%) и ROSUVASTATIN (-9%). Половине представителей «десятки» удалось переместиться на более высокие места. На вторую, пятую и седьмую строчки поднялись IBUPROFEN (+10%), CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE (-2%) и NIMESULIDE (-0,1%), а две нижние заняли впервые вошедшие в рейтинг AMOXICILLIN (+51%) и IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+21%). В то же время два представителя с отрицательной динамикой, DIOSMIN*HESPERIDIN (-15%) и PHOSPHOLIPIDS (-24%), опустились на третье и восьмое места. Кумулятивная доля «десятки» увеличилась с 9,2% до 9,7%..

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 XYLOMETAZOLINE
1,5 1,4
2 5 IBUPROFEN
1,1 0,9
3 2 DIOSMIN*HESPERIDIN
1,0 1,2
4 4 PANCREATIN
1,0 1,0
5 7 CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE
0,9
0,9
6 6 ROSUVASTATIN
0,9
0,9
7 8 NIMESULIDE
0,8
0,8
8 3 PHOSPHOLIPIDS
0,8 1,0
9 32 AMOXICILLIN
0,8
0,5
10 15 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID
0,8
0,6
Итого    9,7 9,2

В рейтинге ведущих АТС групп лидерство сохраняют M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты, хотя их продажи сократились на 8% (табл.4). Показавшая такую же динамику группа C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему поднялась с третьего места на второе, потеснив из-за более выраженной отрицательной динамики G03 Половые гормоны (-16%) с этой позиции на третью. Снижение продаж отмечено также у групп A11 Витамины (-1%) и B01 Антикоагулянты (-13%), что привело их к потере рейтинговых позиций – они опустились на шестое и десятое места соответственно. Динамика у оставшихся пяти представителей была позитивной, и большинство из них продемонстрировали рейтинговый прогресс. На строчку вверх поднялись группы R01 Назальные препараты и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (по +4%у обеих), а также N02 Анальгетики (+1%), которые заняли пятое, седьмое и девятое места. Единственный новый участник Топ-10, R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+12%), расположился на восьмой позиции. Четвертое место сохранили за собой J05 Противовирусные препараты системного действия (+7%). В сумме десять ведущих АТС-групп аккумулировали 37,5% регионального рынка против 36,5% в аналогичном периоде 2017г.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 M01
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS
4,7 4,8
2 3 C09
AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM   
4,3 4,4
3 2 G03
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM
4,2
4,7
4 4 J05
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE
3,9 3,4
5 6 R01
NASAL PREPARATIONS
3,7
3,4
6 5 A11
VITAMINS
3,6 3,4
7 8 J01
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE
3,5
3,1
8 13 R05
COUGH AND COLD PREPARATIONS 
3,4
2,9
9 10 N02
ANALGESICS
3,2
3,0
10 7 B01
ANTITHROMBOTIC AGENTS
3,1 3,3
Итого     37,5 36,5

Заключение. В январе-сентябре 2018г. объем аптечного рынка Уральского федерального округа составил 54,128 млрд. руб. (886,936 млн. долл.) в розничных ценах. И в рублях (-7%), и в долларах (-11%) продажи сократились. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал отрицательную динамику (-3%) и составил 258,962 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках округа по итогам 9 месяцев 2018г. составила 3,42 долл. – это ниже показателя прошлого года (3,74 долл.), но выше среднего по стране (3,33 долл.). Средние расходы жителей УФО на приобретение препаратов в аптеках оказались ниже средних по стране (71,78 долл. против 73,56 долл.).

Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум 




Последние статьи