Аптечный рынок УФО: итоги 2018г.

Аптечный рынок УФО: итоги 2018г.

 203

Аптечный рынок УФО: итоги 2018г.

Численность населения Уральского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 12,356 млн. человек – это 8,4% населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в УФО за 12 месяцев 2018г. составил 47572 руб. (759,09 долл.), что на 9% выше среднего показателя по России (43445 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФTM, по итогам 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в УФО в натуральном выражении снизился на 7% и составил 344,673 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок также продемонстрировал отрицательную динамику и в рублевом эквиваленте (-7%), и в долларовом (-13%), и был равен 56,947 млн. рублей (913,735 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля региона составила 8,0% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС в 2018г. в розничных ценах была равна 3,36 долл., что оказалось ниже, чем годом ранее (3,63 долл.). В 2018г. жители УФО потратили на приобретение лекарственных препаратов в среднем 93,68 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок УФО в 2017-2018гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок УФО в 2017-2018гг.

Как и рынок в целом, практически все ведущие производители на рынке Уральского федерального округа по итогам 2018г. продемонстрировали отрицательную динамику (табл.1). При этом лидером по объему продаж несмотря на их сокращение на 8% стала компания BAYER, поднявшаяся на первую позицию со второй. Возглавлявшая Топ-10 ранее SANOFI (-12%) из-за более выраженной отрицательной динамики опустилась на строчку вниз. На третье место с четвертого переместилась компания OTCPHARM (+2%), которая единственная в «десятке» продемонстрировала позитивную динамику. На один пункт вверх, на шестую и десятую строчки, поднялись также SANDOZ (-10%) и TAKEDA (-4%), и последняя стала единственным новым представителем рейтинга. Одновременно с этим на позицию вниз опустились производители TEVA (-9%) и SERVIER (-14%). Занятые ранее пятую, восьмую и девятую позиции сохранили за собой компании GEDEON RICHTER (-11%), STADA и ABBOTT (по -12% у обеих). Общая доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, сократилась на 1 п.п. до 33,8%.

Таблица 1. 

Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж


Место  в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных  продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 2 BAYER 4,9 5,0
2 1 SANOFI
4,7 5,0
3 4 OTCPHARM
3,7
3,3
4 3 TEVA
3,5 3,6
5 5 GEDEON RICHTER
3,2
3,3
6 7 SANDOZ
2,9
3,0
7 6 SERVIER
2,9
3,1
8 8 STADA
2,8
3,0
9 9 ABBOTT 2,7
2,9
10 11 TAKEDA
2,5
2,4
Итого     33,8 34,8
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В Топ-10 ведущих брендов произошли многочисленные перестановки (табл. 2). На лидирующие позиции с 4 и 6 поднялись INGAVIRIN (+10%) и ARTRA (+16%). Занимавший ранее первую строчку ESSENTIALE снизил продажи на 21% и опустился на третье место, при этом потеснив на позицию вниз NUROFEN (-4%). Помимо лидеров, позитивную динамику в анализируемом периоде продемонстрировали ещё два бренда. Это KAGOCEL (+10%) и впервые вошедший в рейтинг FLEMOXIN SOLUTAB (+44%), которые поднялись на пятую и шестую строчки соответственно. У оставшихся четырех представителей отмечено снижение продаж. В результате этого ACTOVEGIN (-13%), DETRALEX (-20%) и LOZAP (-12%) понизили свои рейтинговые позиции и опустились на седьмое, восьмое и десятое места. Бренду CARDIOMAGNYL (-2%) удалось остаться на занятой ранее девятой позиции. Суммарная доля десяти ведущих брендов увеличилась с 6,3% до 6,7%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место  в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 4 INGAVIRIN
0,8
0,7
2 6 ARTRA
0,7
0,6
3 1 ESSENTIALE
0,7
0,9
4 3 NUROFEN
0,7
0,7
5 8 KAGOCEL
0,7 0,6
6 20 FLEMOXIN SOLUTAB
0,7
0,4
7 5 ACTOVEGIN
0,6 0,6
8 2 DETRALEX
0,6 0,7
9 9 CARDIOMAGNYL
0,6 0,6
10 7 LOZAP
0,6 0,6
Итого     6,7 6,3

Как и бренды, большинство ведущих МНН и группировочных наименований продемонстрировали отрицательную динамику (табл.3). В том числе и сохранивший первую позицию XYLOMETAZOLINE (-2%). На занятом ранее шестом месте удалось остался также МНН ROSUVASTATIN (-6%). Снизили свои рейтинги вслед за снижением продаж комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (-14%) и наименования PANCREATIN (-10%), PHOSPHOLIPIDS (-24%) и NIMESULIDE (-5%), которые опустились на третье, четвертое, восьмое и девятое места соответственно. Комбинация CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE (-5%) несмотря на отрицательную динамику поднялась на два пункта вверх, на пятую строчку. Рейтинговый прогресс продемонстрировали и три представителя с позитивной динамикой. Это поднявшийся с пятого места на второе IBUPROFEN (+3%), а также два новых представителя Топ-10 AMOXICILLIN (+33%) и IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+10%), которые заняли седьмую и последнюю строчки. Кумулятивная доля «десятки» увеличилась с 9,2% до 9,5%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 1 XYLOMETAZOLINE
1,5 1,5
2 5 IBUPROFEN
1,1 1,0
3 2 DIOSMIN*HESPERIDIN
1,0 1,1
4 3 PANCREATIN
0,9 1,0
5 7 CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE
0,9
0,9
6 6 ROSUVASTATIN
0,9
0,9
7 20 AMOXICILLIN
0,8
0,6
8 4 PHOSPHOLIPIDS
0,8 1,0
9 8 NIMESULIDE
0,8
0,8
10 12 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID
0,8
0,6
Итого    9,5 9,2

Половина представителей рейтинга ведущих АТС групп сохранили свои позиции неизменными (табл.4). Первую строчку продолжают занимать M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты, хотя их продажи сократились на 9%. Места с четвертого по шестое включительно сохранили за собой J05 Противовирусные препараты системного действия (+0,3%), R01 Назальные препараты (-1%) и A11 Витамины (-5%), а девятую строчку - N02 Анальгетики (-4%). Три группы повысили свои рейтинговые позиции. Так, на второе место с третьего переместились C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (-7%), а на седьмую и восьмую позиции поднялись J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+1%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+5%). Два представителя с выраженной отрицательной динамикой, G03 Половые гормоны (-14%) и B01 Антикоагулянты (-12%), напротив, опустились на третье и десятое места соответственно. В сумме десять ведущих АТС-групп аккумулировали 37,4% регионального рынка против 36,9% в 2017г.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 1 M01
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS
4,7 4,8
2 3 C09
ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM   
4,3 4,3
3 2 G03
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM
4,1
4,5
4 4 J05
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 
3,8 3,5
5 5 N02
NASAL PREPARATIONS AGENTS
3,7
3,5
6 6 R01
VITAMINS
3,5 3,5
7 8 A11
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE
3,5
3,2
8 10
J01
COUGH AND COLD PREPARATIONS
3,5
3,1
9 9 R05
ANALGESICS
3,2
3,1
10 7 B01
ANTITHROMBOTIC AGENTS
3,1 3,3
Итого              37,4 36,9

Заключение. В 2018г. объем аптечного рынка Уральского федеральногоокруга составил 72,116 млрд. руб. (1,157 млрд. долл.) в розничных ценах. И в рублях (-8%), и в долларах (-14%) продажи сократились. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал отрицательную динамику (-7%) и составил 344,673 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках округа по итогам 2018г. составила 3,36 долл. – это ниже показателя прошлого года (3,64 долл.), но чуть выше среднего по стране (3,31 долл.). Средние расходы жителей УФО на приобретение препаратов в аптеках оказались ниже средних по стране (93,68 долл. против 97,98 долл.).

Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум   




Последние статьи