Аптечный рынок ОТС России: итоги 2018 г.

 745

Аптечный рынок ОТС России: итоги 2018 г.

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам 2018г. объем реализации безрецептурных лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился на 6% и составил 2,966 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем ОТС-рынка вырос на 1% в рублевом эквиваленте, тогда как в долларовом сократился на 6%, и был равен 363,681 млрд. рублей (5,829 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля безрецептурных препаратов составляла: 66,1% продаж в натуральном выражении и 52,3% - в розничных рублевых ценах.Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата по итогам 2018г. составила 2,46 долл.в розничных ценах, годом ранее – 2,50 долл. По итогам 2018г. россияне потратили на приобретение безрецептурных лекарственных препаратов в аптеках в среднем 49,71 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России в 2017 – 2018 гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России в 2017 – 2018 гг.

По итогам 2018г. лидерами Топ-10 ведущих производителей на рынке безрецептурных препаратов продолжают оставаться OTCPHARM (+1%[1]), BAYER (-4%) и SANOFI (-5%) (табл. 1). Также занятую ранее девятую позицию продолжает удерживать BERLIN-CHEMIE/MENARINI (-3%). Показавшие одинаковую динамику (+2%) компании JOHNSON&JOHNSON, GLAXOSMITHKLINE и TEVA поднялись с более низких позиций на места с четвертого по шестое включительно. При этом снизившая продажи на 7% TEVA и показавшая практически нулевую динамику STADA (+0,3%) опустились на седьмую и восьмую позиции. Последнюю строчку рейтинга занял единственный новый его представитель VALENTA (+13%). Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, сократилась с 40,2% до 39,7%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в
рейтинге
Производитель* Доля в общем
объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 1 OTCPHARM 6,1 6,1
2 2 BAYER 5,2
5,4
3 3 SANOFI  4,3
4,5
4 6 JOHNSON & JOHNSON 3,9 3,9
5 5 GLAXOSMITHKLINE 3,9
3,8
6 7 TEVA 3,7 3,7
7 8 STADA
3,7 4,0
8 4 SANDOZ 
3,7 3,7
9 9 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,9 3,0
10 12 VALENTA
2,5 2,2
Итого     39,7 40,2
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В Топ-10 ведущих брендов произошли многочисленные перестановки (табл. 2). Сменился его лидер: на первую строчку со второй поднялся DETRALEX (+8%), который потеснил с этой позиции на вторую менее динамичный NUROFEN (+1%). Еще три бренда, помимо лидера, показали опережающую динамику и рейтинговый прогресс. Это INGAVIRIN (+9%), MIRAMISTIN (+7%) и PENTALGIN (+8%), поднявшиеся на третье, шестое и седьмое места соответственно. На один пункт улучшил свой рейтинг и впервые вошедший в Топ-10 LINEX (-1%), расположившийся на его последней строчке. В то же время KAGOCEL (+0,5%), CARDIOMAGNYL (-0,4%) иESSENTIALE (-17%) опустились на четвертую, пятую и девятую позициисоответственно. Бренду THERAFLU (+2%)удалось остаться на занятом ранее восьмом месте. Итоговая доля десяти ведущих брендов практически не изменилась и была равна 11,7%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в
рейтинге
Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г.  2017г. 2018г. 2017г.
1 2 DETRALEX
1,5 1,4
2 1 NUROFEN
1,4 1,4
3 6 INGAVIRIN 1,3 1,2
4 3 KAGOCEL
1,3 1,3
5 4 CARDIOMAGNYL
1,2 1,0
6 7 MIRAMISTIN
1,1 1,1
7 9 PENTALGIN
1,0 1,0
8 8 THERAFLU
1,0 1,0
9 5 ESSENTIALE
1,0 1,2
10 11 LINEX
0,9 0,9
Итого     11,7 11,6

В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований первое место сохранил за собой XYLOMETAZOLINE (-1%) (табл.3). На строчку вверх, на вторую и третью позиции, поднялись МНН IBUPROFEN (+7%) и комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+13%). При этом они сместили со второго места на четвертое менее динамичный PANCREATIN (+2%). Благодаря опережающей динамике более высокие позиции заняли также IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+9%), ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+3%) и впервые вошедший в рейтинг MIRAMISTIN (+7%), которые заняли пятую, седьмую и десятую строчки соответственно. Два представителя с отрицательной динамикой, PHOSPHOLIPIDS (-17%) и CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE (-9%) опустились на восьмое и девятое места соответственно. Бренд KAGOCEL (+0,5%) продолжает занимать шестую позицию. Общая доля рейтинга увеличилась на 0,2 п.п., до 17%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 1 XYLOMETAZOLINE
3,2 3,2
2 2 IBUPROFEN
2,2 2,1
3 3 DIOSMIN*HESPERIDIN
2,2 2,0
4 4 PANCREATIN
2,1 2,1
5 6 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID
1,3 1,2
6 10 KAGOCEL
1,3 1,3
7 8 ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM
1,3 1,2
8 5 PHOSPHOLIPIDS
1,2 1,4
9 7 CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE 1,1 1,2
10 11 MIRAMISTIN
1,1 1,1
Итого   17,0 16,8

Наиболее продаваемой АТС-группой на рынке безрецептурных препаратов по итогам года продолжает оставатьсяR01 Назальные препараты несмотря на снижение продаж на 1% (табл.4). Неизменными остались позиции и у замыкающих «десятку» M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (-0,3%), L03 Иммуностимуляторы (-3%) и R02 Препараты для лечения заболеваний горла (+1%). Среди оставшихся ее представителей повысить свои рейтинги удалось лишь группам C05 Вазопротекторы (+9%) и J05 Противовирусные препараты для системного назначения (-4%), которые поднялись на второе и шестое места соответственно. Они потеснили на строчку вниз N02 Анальгетики (-2%), R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+1%),A07 Противодиарейные препараты (+4%) и A11 Витамины (-10%). На долю десяти ведущих АТС-групп приходилось 48,3% рынка, тогда как годом ранее -48,9%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге

АТС код

АТС группа
Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г.
2017г.
1 1  R01
NASAL PREPARATIONS
5,8 5,9
2 5 C05
VASOPROTECTIVES
5,7 5,3
3 2  N02
ANALGESICS
5,7 5,9
4 3 R05
COUGH AND COLD PREPARATIONS
5,6 5,6
5 4 A07
ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS
5,5 5,3
6 7 J05
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 4,7 4,9
7 6 A11
VITAMINS
4,4 4,9
8 8 M01 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 3,9 3,9
9 9 L03 IMMUNOSTIMULANTS 3,6 3,7
10 10 R02
THROAT PREPARATIONS
3,5 3,5
Итого  48,3 48,9

Заключение. По итогам 2018г. объем безрецептурного розничного рынка страны составил 6,199 млрд. руб. (7,301 млрд. долл.). Это на 1% в рублях и на 7% в долларах – меньше, чем в 2017 году. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал отрицательную динамику (-6%) и составил 2,966 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата в аптеках страны по итогам 2018г. составила 2,46 долл., что немного ниже показателя 2017г. (2,50 долл.). Средние расходы россиян на приобретение безрецептурных ГЛС в аптеках в анализируемом периоде сократились (49,71 долл. против 53,58 долл.).
[1] Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум



Последние статьи