Аптечный рынок Москвы: итоги первых трёх месяцев 2019 г.

 1311

Аптечный рынок Москвы: итоги первых трёх месяцев 2019 г.

Численность населения Москвы по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 12,615 млн. человек – это 8,6% от общей численности населения РФ и 32,0% населения ЦФО. По данным Мосгорстата, в Москве среднемесячная начисленная заработная плата, по оценке, составила: в январе 79680 руб., (1183,42 долл.), в феврале 2019г. – 85370 руб. (1296,23 долл.), что на 98% выше средней по России в феврале (43062 [1] руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых трех месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в Москве в натуральном выражении снизился на 1% и составил 115,619 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка увеличился на 6% в рублевом эквиваленте и сократился на 8% - в долларовом, и его объем достиг 29,534 млрд. рублей (447,255 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю города приходилось 14,5% российских аптечных розничных продаж. Средняя розничная стоимость упаковки снизилась в сравнении с предыдущим годом: 4,91 долл. против 5,29 долл. По итогам I квартала 2019г. москвичи потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 44,97 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Лидирующая тройка рейтинга ведущих производителей на розничном рынке Москвы по итогам первых 3 месяцев 2019г. сохранилась неизменной (табл. 1). Компании BAYER (+8%), SANOFI (+2%) и TEVA (-3%) продолжают занимать первые три строчки, хотя у двух из них снизилось долевое присутствие. Также на занятой ранее восьмой позиции остался BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+13%). Показавший такую же динамику ABBOTT (+13%) поднялся на позицию вверх, на четвертое место, потеснив SERVIER (-0,2%) на строчку вниз. Один рейтинговый пункт потерял и снизивший продажи на 5% SANDOZ, пропустив вперёд GLAXOSMITHKLINE (+5%). Единственный новый представитель PFIZER (+11%) поднялся на девятую строчку, а занимавший эту позицию ранее JOHNSON & JOHNSON (+0,1%) опустился на последнее место рейтинга. В сумме десять ведущих производителей аккумулировали 36,2% рынка, годом ранее - 37,0%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в
рейтинге
Производитель* Доля в общем
объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 BAYER 6,3 6,2
2 2 SANOFI 4,6 4,9
3 3 TEVA 3,7 4,1
4 5 ABBOTT 3,7 3,5
5 4 SERVIER 
3,5 3,7
6 7 GLAXOSMITHKLINE 3,3 3,3
7 6 SANDOZ 
3,1 3,4
8 8 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,9 2,7
9 12 PFIZER 2,6 2,5
10 9 JOHNSON & JOHNSON 
2,6 2,7
Итого     37,4 37,0
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Наиболее продаваемым на региональном рынке и одним из самых динамичных продолжает оставаться бренд XARELTO (+43%) (табл. 2). На вторую позицию с девятой поднялся NUROFEN (+36%), а на третью и четвертую - DETRALEX (+1%) и CIALIS (+30%). Пятую строчку сохранил за собой MIRAMISTIN (+11%). Повысили свои рейтинги также KAGOCEL (+20%) и впервые вошедшие в Топ-10 KREON (+47%) и HEPTRAL (+13%), которые поднялись на шестое, девятое и десятое места соответственно. Сокративший продажи INGAVIRIN (-23%) и показавший невысокую динамику CONCOR (+1%), напротив, опустились на 7 и 8 строчки. На долю десяти ведущих брендов приходилось 8,5%, тогда как годом ранее – 7,7%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в
рейтинге
Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 XARELTO 1,8 1,4
2 9 NUROFEN  0,8 0,7
3 4 DETRALEX 0,8 0,9
4 7 CIALIS  0,7 0,7
5 5 MIRAMISTIN 0,7 0,7
6 8 KAGOCEL
0,7 0,7
7 3 INGAVIRIN 0,7 1,0
8 6 CONCOR
0,7 0,7
9 20 KREON
0,6 0,5
10 11 HEPTRAL 0,6 0,6
Итого     8,5 7,7

На первую позицию в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований поднялся RIVAROXABAN (+43%) (табл.3). Рейтинговый прогресс продемонстрировали также комбинация DIOSMIN* HESPERIDIN (+9%) и МНН PANCREATIN (+17%), HYALURONIC ACID (+39%), MIRAMISTIN (+13%) и единственный новый представитель TADALAFIL (+33%), поднявшиеся на места с третьего по пятое включительно, а также девятую и восьмую строчки соответственно. Из-за снижения продаж возглавлявшие рейтинг ранее XYLOMETAZOLINE (-1%) и ROSUVASTATIN (-26%) опустились на вторую и шестую позиции. На последнюю строчку сместился потеснённый более динамичными представителями BISOPROLOL (+6%). И только IBUPROFEN (+19%) остался на занятой ранее седьмой строчке. Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,6 п.п., до 11,3%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 3 RIVAROXABAN 1,8 1,4
2 1 XYLOMETAZOLINE 1,6 1,7
3 4 DIOSMIN*HESPERIDIN
1,1 1,1
4 5 PANCREATIN
1,1
1,0
5 8 HYALURONIC ACID
1,1
0,8
6 2 ROSUVASTATIN  1,1
1,5
7 7 IBUPROFEN
1,1
1,0
8 15 TADALAFIL
0,8 0,7
9 10 MIRAMISTIN 0,8 0,8
10 9 BISOPROLOL
0,8 0,8
Итого    11,3 10,7

В Топ-10 ведущих АТС-групп произошли многочисленные перестановки и ни один его представитель не сохранил занятые ранее позиции (табл.4). Сменился его лидер: на первое место с четвертого благодаря росту продаж на 15% поднялись C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему. Более высокие позиции заняли ещё шесть участников рейтинга. На одну ступень вверх переместились B01 Антикоагулянты и M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (по +12% у обеих), A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+7%) и G03 Половые гормоны (+12%), которые заняли второе, четвертое, шестое и седьмое места соответственно.  На двух последних строчках «десятки» расположились впервые в нее вошедшие N06 Психоаналептики (+10%) и G04 Препараты, применяемые в урологии (+15%). В то же время возглавлявшие рейтинг ранее, но менее динамичные R01 Назальные препараты (+6%) и снизившие продажи J05 Противовирусные препараты системного действия (-5%) опустились на третье и пятое места. Два пункта рейтинга потеряли и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-3%). В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 36,7% регионального рынка против 36,1% - годом ранее.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге

АТС код

АТС группа
Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г. 2018г. 2019г.
2018г.
1 4 C09
AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM
4,4 4,0
2 3 B01
ANTITHROMBOTIC AGENTS
4,3 4,1
3 1 R01
NASAL PREPARATIONS
4,3 4,3
4 5 M01
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS
4,0 3,8
5 2 J05
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE
3,8 4,3
6 7 A07
ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS
3,3 3,3
7 8 G03
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM
3,3 3,2
8 6 J01
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE
3,2 3,5
9 12 N06
PSYCHOANALEPTICS
3,0 2,9
10 13 G04
UROLOGICALS
2,9 2,7
Итого  36,7 36,1

Заключение. По итогам I квартала 2019г.  объем аптечного рынка Москвы достиг 37,456 млрд. руб. (567,268 млн. долл.). Это на 7% в рублях больше и на 8% - в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 1% и был равен 115,619 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках города по итогам января-марта 2019г. составила 4,91 долл. - это ниже, чем годом ранее (5,29 долл.), однако выше, чем в среднем по стране (3,21 долл.). Выше среднероссийских были и расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках (44,97 долл. против 26,55 долл.).
[1]Данные на сайте Росстата изменены по сравнению с ранее опубликованными в связи с получением итогов за отчетный период (www.gks.ru)
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум



Последние статьи