Аптечный рынок ГЛС России: итоги первых шести месяцев 2019г.

 1272

Аптечный рынок ГЛС России: итоги первых шести месяцев 2019г.

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых шести месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился относительно аналогичного периода 2018г. на 3% и составил 2,152 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 5% в рублевом эквиваленте и на те же 5% сократился в долларовом. Его объем составил 386,579 млрд. рублей (5,917 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Средняя стоимость упаковки оказалась ниже, чем в предшествовавшем году (3,42 долл.) и была равна 3,36 долл. в розничных ценах. По итогам января-июня 2019г. россияне потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 58,67 долл., тогда как годом ранее – 59,07 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок России за 3 месяца 2018  –  3 месяца 2019 гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок России за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019 гг.

По итогам первых трех месяцев 2019г. Топ-10 ведущих производителей на российском аптечном рынке продолжают возглавлять, как и годом ранее, компании BAYER (+2%2), SANOFI (+6%) и TEVA (+1%) хотя их долевое присутствие сократилось из-за отставания динамики (табл. 1). Занятые ранее шестое и седьмое места сохранили также SANDOZ (+4%) и ABBOTT (+11%). Два производителя из состава «десятки» повысили свои рейтинги. Так, на строчку вверх, на четвертое место, поднялся SERVIER (+5%), а на восьмой позиции расположилась впервые вошедшая в Топ-10 и самая динамичная среди лидеров компания KRKA (+27%). При этом они потеснили на один пункт вниз производителей OTCPHARM (-1%), BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+10%) и GLAXOSMITHKLINE (+9%). В сумме десять ведущих компаний аккумулировали 33,3% российского рынка, тогда как годом ранее - 33,9%.

Таблица 1.  Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,9 5,1
2 2 SANOFI 4,3 4,5
3 3 TEVA 3,6 3,9
4 4 SERVIER 3,5 3,6
5 6 SANDOZ 2,9 3,1
6 12 KRKA 2,9 2,5
7 7 ABBOTT 2,9 2,8
8 5 OTCPHARM 2,9 3,2
9 8 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,8 2,8
10 9 GLAXOSMITHKLINE 2,7 2,6
Итого 33,5 34

*Члены AIMP выделены жирным шрифтом

Неизменными остались и лидеры рейтинга ведущих брендов: первые четыре строчки продолжают занимать XARELTO (+34%), DETRALEX (+4%), NUROFEN (+7%) и CONCOR (+2%) (табл. 2). Сохранили свои позиции ещё два наименования, ACTOVEGIN (-3%) и CARDIOMAGNYL (-2%), которые несмотря на отрицательную динамику остались на занятых ранее шестой и восьмой строчках. Показавший более выраженное снижение продаж INGAVIRIN (-16%) опустился с пятого места на последнее. Напротив, на более высокие позиции поднялись бренды MEXIDOL (+3%), KAGOCEL (+4%) и MIRAMISTIN (+7%), которые расположились на пятой, седьмой и девятой позициях соответственно. При этом последний стал единственным новым представителем «десятки». Её итоговая доля практически не изменилась и составила 6,6%.

Таблица 2.  Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 XARELTO 1 0,8
2 2 DETRALEX 0,7 0,8
3 3 NUROFEN 0,7 0,7
4 4 CONCOR 0,7 0,7
5 7 MEXIDOL 0,6 0,6
6 6 ACTOVEGIN 0,6 0,7
7 9 KAGOCEL 0,6 0,6
8 8 CARDIOMAGNYL 0,5 0,6
9 12 MIRAMISTIN 0,5 0,5
10 5 INGAVIRIN 0,5 0,7
Итого 6,5 6,6

Один новый представитель появился и в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований: на девятое место с 11 переместился DICLOFENAC (+18%) (табл.3). Кроме него, на более высокие места поднялись также комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+5%) и МНН RIVAROXABAN (+34%). Четыре представителя, напротив, понизили свои позиции. Так, на строчку вниз опустились IBUPROFEN (+4%) и ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (-3%), а наименования BISOPROLOL (+9%) и ROSUVASTATIN (-3%) потеряли по два рейтинговых пункта. Наименование XYLOMETAZOLINE несмотря на снижение продаж на 2% удерживает первую позицию. Также на занятых в прошлом местах, пятом и седьмом, остались МНН PANCREATIN (+10%) и NIMESULIDE (+5%). Суммарная доля «десятки» увеличилась с 9,7% до 9,9%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,5 1,6
2 3 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,1 1,1
3 2 IBUPROFEN 1,1 1,1
4 8 RIVAROXABAN 1 0,8
5 5 PANCREATIN 1 1
6 4 BISOPROLOL 1 1
7 7 NIMESULIDE 0,9 0,9
8 6 ROSUVASTATIN 0,8 0,9
9 11 DICLOFENAC 0,7 0,7
10 9 ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE 0,7 0,7
Итого  9,9 9,7

В отличие от предыдущих, в рейтинге ведущих АТС-групп сменился лидер: на первую строчку со второй поднялись C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин (+18%), показавшие наиболее высокую динамику (табл.4). При этом на позицию вниз опустились возглавлявшие Топ-10 ранее M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+6%). Показавшие аналогичную динамику G03 Половые гормоны (+6%) продолжают занимать третье место. Кроме лидера, опережающими темпами развивался рынок группы В1 Антикоагулянты (+12%), что позволило ей подняться с шестой строчки на четвертую. На один пункт вверх переместились C05 Вазопротекторы (+4%), занявшие девятое место. В то же время показавшие невысокую динамику R01 Назальные препараты (+1%) и J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+0,2%), а также снизившие продажи R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-3%) опустились на более низкие позиции, пятую, шестую и последнюю. Группы J05 Противовирусные препараты системного назначения и N02 Анальгетики (по -4% у обеих) сохранили за собой седьмое и восьмое места. В сумме на долю десяти ведущих АТС групп приходилось 36%, тогда как годом ранее - 36,3%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 2 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 5,1 4,6
2 1 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,9 4,8
3 3 G03  SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,7 3,7
4 6 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,7 3,5
5 4 R01  NASAL PREPARATIONS 3,6 3,7
6 5 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,4 3,6
7 7 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3 3,3
8 8 N02  ANALGESICS 2,9 3,2
9 10 C05  VASOPROTECTIVES 2,9 3
10 9 R05  COUGH AND COLD PREPARATIONS 2,8 3,1
Итого 36 36,3

Заключение. По итогам I полугодия 2019г. объем розничного аптечного рынка страны достиг 472,146 млрд. руб. (7,228 млрд. долл.). Это на 5% в рублях больше и на 5% в долларах меньше, чем в 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 3% относительно аналогичного периода предыдущего года и был равен 2,152 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках страны по итогам первых шести месяцев 2019г. составила 3,36 долл., тогда как годом ранее она была равна 3,42 долл. Средние расходы россиян на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в сравнении с предыдущим годом сократились (58,67 долл. против 59,07 долл.).


2Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум 



Последние статьи