Аптечный рынок ГЛС России: итоги первых девяти месяцев 2018г.

Аптечный рынок ГЛС России: итоги первых девяти месяцев 2018г.

 1200

Аптечный рынок ГЛС России: итоги первых девяти месяцев 2018г.
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам января-сентября 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился относительно аналогичного периода 2017г. на 1% и составил 3,244 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 6% в рублевом эквиваленте и на 1% - в долларовом. При этом он достиг 537,199 млрд. рублей (8,792 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Средняя стоимость упаковки немного увеличилась в сравнении с прошлым годом (3,29 долл.) и была равна 3,33 долл. в розничных ценах. По итогам первых девяти месяцев 2018г. россияне потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 73,56 долл., тогда как годом ранее – 73,84 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок России за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок России за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.

По итогам первых девяти месяцев 2018г. Топ-10 ведущих производителей на российском аптечном рынке продолжает демонстрировать высокую стабильность – шесть его представителей остались на занятых в прошлом позициях (табл. 1). Так, места с первого по четвертое включительно по-прежнему занимают BAYER (+7%1), SANOFI (+1%), TEVA (+3%) и SERVIER (+7%), а седьмую и восьмую строчки сохранили за собой ABBOTT (+7%) и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+6%). Показавшая самую высокую среди лидеров динамику компания SANDOZ (+8%) переместилась на один пункт вверх, на пятое место. Также на позицию вверх поднялись замыкающие «десятку» GLAXOSMITHKLINE (+4%) и единственный новый ее представитель GEDEON RICHTER (+3%). И лишь OTCPHARM (+6%) понизил свой рейтинг на один пункт, опустившись на шестую строчку. В сумме десять ведущих компаний аккумулировали 34,2% российского рынка, тогда как годом ранее - 34,6%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в
рейтинге
Производитель*
Доля в общем объеме аптечных продаж, %;
9 мес.
2018г.
9 мес.
2017г.
9 мес.
2018г.
9 мес.
2017г.
1 1 BAYER  5,1  5,1
2 2 SANOFI  4,4  4,7
3 3 TEVA  3,9  4,0
4 4 SERVIER  3,6  3,5
5 6 SANDOZ  3,2  3,1
6 5 OTCPHARM  3,2  3,2
7 7 ABBOTT  2,8  2,8
8 8 BERLIN-CHEMIE/MENARINI  2,8  2,8
9 10 GLAXOSMITHKLINE  2,7  2,7
10 11 GEDEON RICHTER  2,6  2,7
Итого 
34,2 34,6

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Среди ведущих брендов на розничном рынке страны лидером по объемам продаж и темпу роста рынка стал XARELTO (+40%) (табл. 2). Вторую позицию сохранил и укрепил DETRALEX (+10%), а на третью опустился лидировавший ранее NUROFEN (+3%). При этом он сместил на позицию вниз, на четвертое место, бренд CONCOR (+3%). Кроме лидера, рейтинговый прогресс продемонстрировали еще три представителя Топ-10. С восьмой и десятой строчек на шестую и седьмую переместились MEXIDOL (+10%) и INGAVIRIN (+16%), а на последней позиции расположился единственный новый участник «десятки» PENTALGIN (+12%). Показавшие 4%-й рост продаж бренды ACTOVEGIN и KAGOCEL сохранили свои позиции неизменными, тогда как CARDIOMAGNYL опустился на строчку вниз, потесненный более динамичными представителями Топ-10. Итоговая его доля увеличилась с 6,4% до 6,7%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 6 XARELTO 0,8 0,6
2 2 DETRALEX 0,8 0,7
3 1 NUROFEN 0,8 0,8
4 3 CONCOR 0,7 0,7
5 5 ACTOVEGIN 0,6 0,7
6 8 MEXIDOL 0,6 0,6

Лидирующая тройка Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований не изменилась: наименования XYLOMETAZOLINE (-0,2%) и IBUPROFEN (+10%), а также комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+17%) продолжают занимать три первые строчки (табл.3). Также на занятых в прошлом местах остались МНН NIMESULIDE (+5%), ROSUVASTATIN (+11%) и BLOOD (+5%). Наименование BISOPROLOL (+7%) переместилось на позицию вверх, на четвертую строчку, тогда как занимавший это место ранее, но менее динамичный PANCREATIN (+2%) опустился на пятую строчку. Впервые вошедшие в Топ-10 RIVAROXABAN (+40%) и ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (+7%) расположились на восьмой и последней строчках соответственно. Суммарная доля «десятки» увеличилась с 9,6% до 9,8%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наиме­нование Доля в общем объ­еме аптечных про­даж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,6 1,7
2 2 IBUPROFEN 1,1 1,1
3 3 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,1 1
4 5 BISOPROLOL 1 1
5 4 PANCREATIN 1 1
6 6 NIMESULIDE 0,9 0,9
7 7 ROSUVASTATIN 0,9 0,8
8 15 RIVAROXABAN 0,8 0,6
9 9 BLOOD 0,7 0,7
10 11 ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE 0,7 0,7
Итого 9,8 9,6

Неизменной осталась и верхняя часть рейтинга ведущих АТС-групп на рынке страны (табл.4). Первые две строчки продолжают занимать группы M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+4%) и C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин (+9%). Ниже в Топ-10 произошли перестановки, причем только три его представителя продемонстрировали рейтинговый прогресс. На одну позицию вверх, на третью строчку, поднялись G03 Половые гормоны (+7%), а на пятое место с девятого переместились В1 Антикоагулянты (+21%). Последнюю строчку рейтинга заняли впервые в него вошедшие C05 Ангиопротекторы (+12%). Одновременно с этим пять групп потеряли по одной рейтинговой пози-ции. Это R01 Назальные препараты (+1%), J01 Антибактериальные препа¬раты для системного назначения (+3%), N02 Анальгетики (-1%), J05 Проти¬вовирусные препараты системного назначения и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (по +6% у обеих), которые заняли четвертую строчку и места с шестого по де¬вятое включительно. В целом на долю десяти ведущих АТС групп прихо¬дилось, как и годом ранее, 36,3%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге   АТС код   Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г 9 мес. 2017г 9 мес. 2018г 9 мес. 2017г
1 M01 ANTIINFLAMMATORY AND AN 4,9 5
TIRHEUMATIC PRODUCTS
2 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN 4,6 4,5
ANGIOTENSIN SYSTEM 
4 G03  SEX HORMONES AND MODULA 3,7 3,7
TORS OF THE GENITAL SYSTEM 
3 R01  NASAL PREPARATIONS  3,6 3,7
9 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS  3,5 3,1
5 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC 3,5 3,6
USE 
6 N02  ANALGESICS  3,2 3,5
7 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE  3,1 3,2
8 A07  ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ 3,1 3,1
ANTIINFECT. AGENTS 
12 C05  VASOPROTECTIVES  3 2,9

Итого 

    36,3     36,3

Заключение. По итогам января-сентября 2018г. объем аптечного рынка страны достиг 660,183 млрд. руб. (10,805 млрд. долл.). Это на 4% в рублях больше и на 0,3% в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2017г. В натуральных показателях рынок сократился на 1% относительно предыдущего года и был равен 3,244 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках страны по итогам первых девяти месяцев 2018г. составила 3,33 долл., тогда как в 2017г. она была равна 3,29 долл. Средние рас¬ходы россиян на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в сравнении с предыдущим годом немного сократились (73,56 долл. против 73,84 долл.).

Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум 



Последние статьи