Аптечный рынок ДФО: итоги первых трёх месяцев 2019г.

 141

Аптечный рынок ДФО: итоги первых трёх месяцев 2019г.

Численность населения Дальневосточного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 8,189 млн. человек – это 5,6% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ДФО в январе-марте 2019г. составил 51357 руб. (776,84 долл.), что на 17% выше среднего показателя по России (43944 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых трех месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ДФО в натуральном выражении увеличился на 12%, до 72,667 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка расширился на четверть в рублевом эквиваленте и на 7% - в долларовом, и был равен 11,444 млрд. рублей (173,111 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля округа составила 6,1% от общероссийских продаж в розничных ценах. Средняя стоимость упаковки снизилась в сравнении с предшествующим годом и составила 3,07 долл. (против 3,26 долл.). По итогам января-марта 2019г. жители ДФО потратили на приобретение лекарств в аптеках в среднем 27,27 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ДФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ДФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Топ-10 ведущих производителей на розничном рынке ДФО по итогам I квартала 2019г. остался стабилен по составу, и четыре его представителя сохранили за собой занятые ранее позиции. (табл. 1). Это возглавляющие рейтинг BAYER (+11%) и SANOFI (+15%), а также замыкающие его GLAXOSMITHKLINE (+34%) и STADA (+16%). Компании SANDOZ (+32%) и KRKA (+36%) благодаря опережающей динамике поднялись на третье и шестое места. При этом на один пункт вниз, на четвертую, пятую и седьмую строчки, опустились TEVA (+21%), GEDEON RICHTER (+17%) и OTCPHARM (+16%), а SERVIER (+13%) потерял три рейтинговых позиции и занял восьмое место. Суммарная доля десяти ведущих компаний снизилась с 34,2% до 32,9%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,3 4,8
2 2 SANOFI 3,5 3,8
3 7 SANDOZ 3,5 3,3
4 3 TEVA 3,4 3,5
5 4 GEDEON RICHTER 3,2 3,5
6 8 KRKA 3,2 3
7 6 OTCPHARM 3,2 3,4
8 5 SERVIER 3,1 3,5
9 9 GLAXOSMITHKLINE 3 2,8
10 10 STADA 2,5 2,7
Итого 32,9 34,2

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Лидером «десятки» ведущих брендов стал самый динамичный среди них KAGOCEL (+90%) (табл. 2). При этом на позицию вниз сместились INGAVIRIN (+38%) и NUROFEN (+18%). Четвертое и пятое места сохранили и закрепили за собой THERAFLU (+52%) и CARDIOMAGNYL (+46%), а последнюю строчку продолжает занимать бренд XARELTO (+25%). На места с шестого по девятое включительно поднялись MIRAMISTIN (+56%), LORISTA (+42%), AMOKSIKLAV (+47%) и CYCLOFERON (+57%). Отметим, что два последних впервые вошли в состав Топ-10. Итоговая его доля расширилась с 7,1% до 8,3%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 3 KAGOCEL 1,3 0,9
2 1 INGAVIRIN 1,2 1,1
3 2 NUROFEN 0,9 0,9
4 4 THERAFLU 0,8 0,7
5 5 CARDIOMAGNYL 0,8 0,7
6 8 MIRAMISTIN 0,8 0,6
7 9 LORISTA 0,7 0,6
8 13 AMOKSIKLAV 0,7 0,6
9 21 CYCLOFERON 0,6 0,5
10 10 XARELTO 0,6 0,6
Итого 8,3 7,1

Два новых представителя появилось и в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований: комбинация ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+48%) и наименование MIRAMISTIN (+56%) расположились на двух последних его строчках (табл.3). Помимо них, рейтинговый прогресс продемонстрировали также KAGOCEL (+90%) и AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID (+42%), которые поднялись на третье и шестое места соответственно. Они потеснили на позицию вниз IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+38%), PANCREATIN (+25%) и NIMESULIDE (+25%), а МНН BISOPROLOL (+15%) потерял две рейтинговые позиции. Первые две строчки Топ-10 продолжают занимать XYLOMETAZOLINE (+25%) и IBUPROFEN (+22%). Кумулятивная доля «десятки» увеличилась с 10% до 10,8%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,9 1,9
2 2 IBUPROFEN 1,4 1,4
3 6 KAGOCEL 1,3 0,9
4 3 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID 1,2 1,1
5 4 PANCREATIN 0,9 0,9
6 8 AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID 0,9 0,8
7 5 BISOPROLOL 0,8 0,9
8 7 NIMESULIDE 0,8 0,8
9 11 ACETYLSALICYLIC ACID*MAGNESIUM 0,8 0,7
10 14 MIRAMISTIN 0,8 0,6
Итого  10,8 10

На первую позицию рейтинга ведущих АТС групп с третьей поднялись J05 Противовирусные препараты системного действия (+58%), потеснив на строчку вниз M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+22%) и R01 Назальные препараты (+27%) (табл.4). Перестановки произошли и в нижней части «десятки». На один пункт повысили свои рейтинги группы N02 Анальгетики (+25%) и L03 Иммуностимуляторы (+36%), которые заняли седьмое и девятое места. На десятую строчку с 13 поднялись B01 Антикоагулянты (+35%). В то же время менее динамичные G03 Половые гормоны (+16%) опустились на восьмую строчку. Места с четвертого по шестое включительно сохранили за собой C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+30%), R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+31%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+32%). Итоговая доля анализируемого рейтинга увеличилась почти на 2 п.п. и достигла 40,1%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 3 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 5,3 4,2
2 1 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,6 4,7
3 2 R01  NASAL PREPARATIONS 4,4 4,3
4 4 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 4,2 4,1
5 5 R05  COUGH AND COLD PREPARATIONS 4,2 4
6 6 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 4,1 3,9
7 8 N02  ANALGESICS 3,7 3,7
8 7 G03  SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,5 3,8
9 10 L03  IMMUNOSTIMULANTS 3,3 3,1
10 13 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 2,8 2,6
Итого 40,1 38,2

Заключение. По итогам I квартала 2019г. объем розничного рынка Дальневосточного федерального округа достиг 14,764 млрд. руб. (223,329 млн. долл.). Это на 22% в рублях и на 5% в долларах больше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал позитивную динамику (+12%) и был равен 72,667 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки препарата в аптеках ДФО по итогам января-марта 2019г. составила 3,07 долл. (годом ранее – 3,26 долл.), что ниже среднего по стране показателя (3,26 долл.). Однако средние расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках оказались выше среднероссийских (27,27 долл. против 24,94 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум 



Последние статьи