Аптечный рынок ДФО: итоги первых девяти месяцев 2018г.

 1535

Аптечный рынок ДФО: итоги первых девяти месяцев 2018г.

Численность населения Дальневосточного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 6,165 млн. человек – это 4,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ДФО в I полугодии 2018 г. составил 52505 руб. (855,13 долл.), что на 24% выше среднего показателя по России (42325 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам января-сентября 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в ДФО в натуральном выражении снизился на 1%, до 148,029 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка расширился на 5% в рублевом эквиваленте, но снизился на 0,3% - в долларовом, и был равен 21,553 млрд. рублей (352,342 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля округа составила 4,7% от общероссийских продаж в розничных ценах.Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с прошлым годом и составила 3,22 долл. (против 3,11 долл.). По итогам девяти месяцев 2018г. жители ДФО потратили на приобретение лекарств в аптеках в среднем 76,69 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ДФО за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ДФО за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.

Рейтинг ведущих производителей на розничном рынке ДФО по итогам девяти месяцев 2018г. показал высокую стабильность: он не изменился по составу и больше половины его участников остались на занятых в прошлом местах (табл. 1). В их числе – возглавляющие «десятку» BAYER (+11%), SANOFI (-5%) и SERVIER (+4%). Шестую, седьмую и последнюю строчки продолжают занимать компанииSANDOZ (+7%), KRKA (+4%) и STADA (-3%). Оставшиеся четыре производителя попарно поменялись местами. При этом более динамичные GEDEONRICHTER (+6%) и OTCPHARM (+7%) поднялись на один пункт вверх, на четвертое и восьмое места, сместив TEVA (-3%) и GLAXOSMITHKLINE (+1%) на строчку вниз. Суммарная доля десяти ведущих компаний снизилась с 34,6% до 34,1%.

Таблица 1. 

Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж


Место  в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных  продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 BAYER 5,0 4,7
2 2 SANOFI
3,8 4,2
3 3 SERVIER
3,7
3,7
4 5 GEDEON RICHTER
3,5 3,5
5 4 TEVA
3,4
3,7
6 6 SANDOZ
3,4
3,3
7 7 KRKA
2,9
3,0
8 9 OTCPHARM
2,9
2,8
9 8 GLAXOSMITHKLINE
2,8
2,9
10 11 STADA
2,5
2,7
Итого     34,1 34,6
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В Топ-10 ведущих брендов лидер тоже не изменился: NUROFEN (+12%) сохранил и укрепил свои позиции (табл. 2). Ниже в рейтинге произошли перестановки, в результате которых четыре представителя поднялись на более высокие места. В их числе – впервые вошедшие в «десятку» и занявшие вторую и шестую строчки бренды XARELTO (+33%) и KAGOCEL (+28%). Кроме того, на один пункт вверх, на третье место, поднялся INGAVIRIN (+6%), тогда как более динамичный MIRAMISTIN (+13%) переместился с девятой позиции на седьмую. Одновременно с этим пять участников рейтинга понизили свои позиции. По одному пункту потеряли CARDIOMAGNYL (+2%) и MEXIDOL (+8%), занявшие четвертое и девятое места. Бренды CONCOR (-3%), DETRALEX (+7%) и LORISTA (+4%) опустились на пятое, восьмое и десятое места соответственно. Итоговая доля Топ-10 расширилась с 6,7% до 7,1%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место  в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 NUROFEN
0,9
0,8
2 12 XARELTO
0,7
0,6
3 4 INGAVIRIN
0,7
0,7
4 3 CARDIOMAGNYL
0,7
0,7
5 2 CONCOR
0,7 0,8
6 13 KAGOCEL
0,7
0,6
7 9 MIRAMISTIN
0,7 0,6
8 5 DETRALEX
0,7 0,7
9 8 MEXIDOL
0,6 0,6
10 6 LORISTA
0,6 0,6
Итого     7,1 6,7

Верхние три строчки в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований сохранили за собой XYLOMETAZOLINE (+2%), IBUPROFEN (+18%) и BISOPROLOL (+0,2%) (табл.3). Неизменными остались позиции еще у трех представителей. Это NIMESULIDE (+9%), ACETYLSALICYLICACID*MAGNESIUM (+3%) и IMIDAZOLYLETHANAMIDEPENTANDIOICACID (+6%), которые продолжают занимать шестое, седьмое и девятое места соответственно. Три участника Топ-10: комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+14%), а также наименования RIVAROXABAN (+33%) и SILDENAFIL (+9%), поднялись на более высокие позиции, четвертую, восьмую и десятую. При этом два последних впервые вошли в состав «десятки». И только лишь МНН PANCREATIN (+8%) сместилось на позицию вниз и заняло пятое место. Кумулятивная доля «десятки» повысилась с 9,4% до 9,8%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 XYLOMETAZOLINE
1,8 1,8
2 2 IBUPROFEN
1,4 1,2
3 3 BISOPROLOL
1,0 1,0
4 5 DIOSMIN*HESPERIDIN
0,9 0,9
5 4 PANCREATIN
0,9
0,9
6 6 NIMESULIDE
0,9
0,9
7 7 ACETYLSALICYLIC ACID*MAGNESIUM
0,7
0,7
8 22 RIVAROXABAN
0,7 0,6
9 9 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID
0,7
0,7
10 12 SILDENAFIL
0,7
0,7
Итого    9,8 9,4

Неизменными остались лидеры и в Топ-10 ведущих АТС групп: первые две позиции по-прежнему занимают M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+7%) и C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+4%) (табл.4). Также места с пятого по восьмое включительно сохранили группы J01 Антибактериальные препараты для системного использования и N02 Анальгетики (по -2% у обеих), J05 Противовирусные препараты системного действия (+5%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+4%). Перестановки коснулись третьей, четвертой и двух последних позиций рейтинга. Благодаря опережающей динамике G03 Половые гормоны (+15%) и B01 Антикоагулянты (+12%) поднялись на третье и девятое места. При этом последний впервые вошел в состав Топ-10. Одновременно с этим показавшие 4%-й рост продаж группы R01. Назальные препараты и A11 Витамины опустились на один пункт вниз, на четвертую и последнюю строчки соответственно. Итоговая доля анализируемого рейтинга увеличилась с 35,9% до 36,1%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 M01
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS
4,9 4,8
2 2 C09
AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM   
4,2 4,3
3 4 G03
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM
4,1
3,7
4 3 R01
NASAL PREPARATIONS
3,8 3,8
5 5 J01
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE
3,5
3,7
6 6 N02
ANALGESICS
3,3 3,5
7 7 J05
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE
3,3
3,3
8 8 R05
COUGH AND COLD PREPARATIONS 
3,0
3,0
9 11 B01
ANTITHROMBOTIC AGENTS
3,0
2,8
10 9 A11
VITAMINS
2,9 2,9
Итого     36,1 35,9

Заключение. По итогам первых девяти месяцев 2018г. объем розничного рынка Дальневосточного федерального округа достиг 28,924 млрд. руб. (472,818 млн. долл.). Это на 4% в рублях больше и на 1% в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2017г. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал отрицательную динамику (-1%) и был равен 148,029 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки препарата в аптеках ДФО по итогам января-сентября 2018г. составила 3,19 долл. (годом ранее – 3,20 долл.), что ниже среднего по стране показателя (3,33 долл.). Однако средние расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках оказались выше среднероссийских (76,69 долл. против 73,56 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум 




Последние статьи